12.09.07

Границу тормозит проблема кадров

Водители грузовиков уже привыкли к многодневным пробкам на границе.

Для компаний-перевозчиков это оборачивается потерей доходов. Основные проблемы у компаний-перевозчиков, а вслед за ними и у экспедиторских фирм возникают в основном на 3-х границах, через которые в Россию идут экспортные товары из Европы, -- финской, латвийской и эстонской.

"Для нас сейчас наиболее проблематична ситуация на русско-эстонской границе: там водители стоят 5-7 дней, -- рассказывает Марина Сизова, экспедитор ЗАО "Рент", -- для нас это чревато неустойками, для наших заказчиков -- опозданием товара".

Для самих компаний-перевозчиков простои на границе сокращают количество рейсов, а значит и прибыль примерно в 1,5 раза. "Прохождение границы реально занимает максимум день, наши же водители стоят 2-3 дня", -- делится логист компании "РФ Транс" Антон Вдовенко.

Заказы на перевозки у фирм есть постоянно, и транспорта категорически не хватает, а в это время машины бездействуют на границе. Крупные компании решают вопрос, покупая все новые грузовики, небольшим же компаниям остается только ждать и упускать доход.

Называют самые разные причины проблем на границе. В официальных сообщениях причиной- очередей почти всегда объявляется увеличение торгового оборота между Россией и ЕС. Но предприниматели считают, что при грамотном подходе очередей можно было бы избежать. Главными причинами очередей, по мнению транспортников, являются затруд-ненный документооборот и неслаженность действий таможенников и пограничников. "На границе нет никакого регламента, нет инструкции прохождения границы, -- рассказывает Александр Тимофеев, директор департамента международных перевозок ЗАО "ГСК УМиАТ", -- таможня должна регламентировать, что водитель должен идти туда с такими-то документами. Учитывая уровень грамотности наших водителей и кризис в профессии, сами они не всегда могут разобраться, да и таможенники далеко не всегда компетентны". Государство периодически предлагает свои пути решения проблемы, например, вчера говорили о возможности нового контрольно-пропускного пункта на эстонской границе. Правда, водители уверяют, что все благие начинания заканчиваются, так и не начавшись, как произошло с едиными сертификатами взвешивания, которые обещали ввести еще в январе, но не ввели до сих пор. Опытные дальнобойщики находят свои способы проезда границы. С таможенниками у них почти родственные отношения.

Крупные компании вынуждены покупать все больше грузовиков, которые потом оказываются в пробках на границах. Глеб Кузьминов, генеральный директор ООО "Транзит":

"Основная причина очередей -- наше таможенное законодательство. Согласно ему 20-30% груза попадает под различного вида риски. Находятся ошибки и в товаросопроводительных документах. Проверка документов может занимать до 3-4 часов. Еще не отработана процедура электронного обмена информацией и декларирования. Отсутствуют в большинстве российских пунктов пропуска современные досмотровые комплексы, позволяющие досматривать груз без вскрытия грузового отсека транспортного средства".

Деловой Петербург (Санкт-Петербург)