28.06.12

Госдума закроет таможенный бизнес на границах

Депутаты закроют законодательную лазейку для таможенников-шантажистов. Для этого парламентарии планируют приравнять российские нормы прохождения грузами таможни к европейским. То есть если в течение суток грузоперевозчик не проходит таможню, ответственность ложится на ту структуру, которая чинит ему препятствия. Таможенник должен будет дать письменные объяснения, почему именно задерживается груз

Для решения этой задачи в стенах нижней палаты парламента в ближайшее время будет создан Координационный совет. В него войдут пять думских комитетов: по международным делам, безопасности, экономполитике, транспорту и бюджету. Членами совета станут представители Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы, Минтранса, Росграницы, Генпрокуратуры, Торгово-промышленной палаты и Союза промышленников и предпринимателей.

Спешка с решением этой задачи и серьезность состава Координационного совета объясняются просто: депутаты спохватились, что наказы президента и премьера о наведении порядка в таможенной сфере так и остались нереализованными.

Хотя Владимир Путин обозначил наведение порядков в таможенной сфере одной из приоритетных задач, а премьер Дмитрий Медведев не раз говорил о необходимости снизить сроки прохождения границы в семь раз, сегодня за многокилометровые очереди на границах таможенники по-прежнему не несут ответственности.

Почему реформы в этой сфере идут с таким трудом?

Главная причина, по словам первого зампреда комитета по транспорту Михаила Брячака, — в закрытости и коррумпированности таможенной сферы.

— Схема проста: чтобы беспрепятственно пройти границу, грузоперевозчик должен обратиться в ФГУП «РОСТЭК» — монополист на рынке таможенных услуг. Его учредителем является сама Таможенная служба, предприятие представлено во всех регионах и находится непосредственно на границе. На коммерческой основе сотрудники предприятия вновь оформляют те же документы — заполняют декларации, пересчитывают стоимость груза, но при этом никаких проблем у грузоперевозчика с прохождение границы не возникает, — рассказывает депутат.

— Однако, следуя постановлению правительства о перечне предприятий, деятельность которых разрешена на пунктах пропуска, никаких коммерческих структур типа РОСТЭКа там быть не может, — добавляет он.

Те, кто все же решился отказаться от услуг РОСТЭКа (заполнив декларацию самостоятельно или обратившись в другую компанию), вынужден простаивать на границе по 5–10 дней.

В РОСТЭКе не спешат соглашаться с доводами комитета по транспорту.

— Официальная статистика говорит обратное, — рассказал «Известиям» гендиректор РОСТЭКа Александр Повсятный. — Доля деклараций, подаваемых РОСТЭКом, — 3%, а доля рынка услуг складов временного хранения — в пределах 10%. Повсятный подозревает, что «уважаемый депутат, контролирующий в Псковщине часть бизнеса в околотаможенных сферах, ведет с ним таким образом конкурентную борьбу».

Кстати, простои на таможне, уверяют в комитете, заканчиваются не только потерями времени и денег. Пограничный пункт не имеет соответствующий бытовой инфраструктуры для организации таких стоянок. По данным комитета, за прошлый год на контрольном пункте в очередях умерли семь человек.

Еще одна причина срочной необходимости принять новые правила для таможенников — это банальная неконкурентоспособность России при вступлении в ВТО.

— Из-за таких таможенных условий все грузы пошли в обход России. Легче миновать таможню в Украине, обойти по Казахстану, чем стоять на границах России, — сетует в беседе с «Известиями» представитель компании-перевозчика.

Между тем, вступление России в ВТО предполагает увеличение товаропотока на 40%.

— Сроки простоя увеличатся в два раза, мы получим уже не пятидневные, а десятидневные очереди на границах. В конечном итоге, цены на товары будут расти, а покупательская способность снижаться, — прогнозирует Брячак.

— Пока наша таможенная служба не двигается к тому, чтобы сокращать простои на границах, — соглашается глава комитета по экономполитики Игорь Руденский.

По его словам, планы Думы таковы: максимально приблизиться к европейскому законодательству в оформлении документов, к осени — унифицировать документооборот, ориентируясь на европейские стандарты.

— Это, напомню, когда на оформление документов отводится час, — уточняет Руденский.

Впрочем, на этом парламентарии останавливаться не собираются и уже в начале осенней сессии планируют внести в Госдуму законопроект о транзите, пролежавший под сукном порядка трех лет.

Известия