09.01.14

ФТС России в 2013 году: цифры и факты

По информации Пресс-службы ФТС РФ: 1. Наполнение федерального бюджета В 2013 году прогнозируемая сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, была установлена в размере 6460 млрд рублей (Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). По состоянию на 27 декабря 2013 года сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, составила 6504,58 млрд. рублей. В целях выполнения бюджетного задания ФТС России в 2013 году проводила системную целенаправленную работу по совершенствованию таможенного администрирования, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью. Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе, за счет эффективно организованного администрирования таможенных платежей.

В среднем, каждый российский таможенник в 2013 году обеспечил поступление в бюджет более 130 млн рублей.

2. Совершенствование таможенного администрирования.

Федеральная таможенная служба планомерно и последовательно реализует План мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование таможенного администрирования», нацеленный на создание условий для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации.

За прошедший период, начиная с середины 2012 года по конец 2013 года, произошли значительные изменения в сфере таможенного администрирования. Это подтверждается и положительной динамикой изменения места Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по показателю «международная торговля». В 2013 году в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателю «международная торговля» место Российской Федерации улучшилось на 5 пунктов с 162-го до 157-го места. Этому способствовало сокращение количества необходимых для осуществления импорта документов на один документ и необходимого для осуществления экспорта и импорта времени на 2 дня. При этом сокращение времени, необходимого для осуществления как экспорта, так и импорта, произошло только из-за сокращения времени «таможенной очистки и технического контроля».

Достижение данного уровня стало возможным благодаря осуществлению Федеральной таможенной службой ряда реформ в области таможенного администрирования, в том числе:

- введен в эксплуатацию портал электронного декларирования, позволяющий любому заинтересованному лицу сформировать в электронном виде декларацию на товары и иные документы, необходимые для осуществления таможенного контроля, и направить их в таможенный орган через Интернет;

- сокращено время нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска, что достигнуто за счет использования предварительной информации при регистрации прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и формирования электронной копии транзитной декларации;

- исключено требование о предоставлении паспорта сделки при подаче декларации на товары;

- введено категорирование с целью определения участников ВЭД, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства, что позволило минимизировать контрольные мероприятия и упростить порядок совершения таможенных операций в отношении перемещаемых ими товаров;

- исключена обязанность участника внешнеэкономической деятельности представлять копии таможенной декларации в уполномоченные банки;

- сокращены сроки доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов;

- обеспечено подключение 74 таможенных органов к системе, обеспечивающей возможность удаленной уплаты таможенных платежей;

- обеспечено предоставление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в ФТС России в электронном виде документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля и заверенных электронной цифровой подписью;

- введена в эксплуатацию автоматизированная система учета и контроля за применением обеспечения уплаты таможенных платежей во всех таможенных органах;

- проведена работа по исключению возможности двоякого толкования перечней (списков) подконтрольных товаров при их отнесении к объектам таможенного контроля – соответствующие перечни (списки) размещены на официальном сайте ФТС России.

По оценке автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», лучшими практиками совершенствования таможенного администрирования, предложенными ФТС России, являются, в том числе, ускорение прохождения товаров в автомобильных пунктах пропуска за счет введения предварительного информирования, уменьшение количества документов, запрашиваемых у декларанта в бумажном виде, создание правовых и технических условий для электронных платежей, сокращение сроков информирования участников ВЭД о движении уплаченных ими денежных средств, категорирование участников ВЭД на основе системы управления рисками.

Дальнейшая реализация мероприятий «дорожной карты» будет способствовать существенному сокращению временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности, а также улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

3. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса ФТС России совершенствует комплекс мер по созданию благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. В 2013 году в соответствии с Указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 утвержден «План деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013-2018 годов», где определены конкретные мероприятия, в том числе по снижению административных барьеров, расширению сферы использования информационных технологий, защите интеллектуальной собственности. ФТС России создала практические механизмы, позволяющие ускорить прохождение через таможенную границу товаров. Применяется отраслевой и субъектно-ориентированный подходы. Для участников ВЭД, которые входят в так называемый «зеленый сектор» и деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства, ФТС России ускорила проведение таможенного контроля товаров.

В рамках применения отраслевого подхода в перечень организаций, деятельность которых характеризуется низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, включено 256 организаций. Это крупные промышленные предприятия, реализующие инвестиционные проекты, автопроизводители, импортеры мяса и рыбы которые соответствуют 13 определенным условиям. В отношении их товаров осуществляется выборочный таможенный контроль. Этими компаниями за 11 месяцев 2013 года оформлено 7,5% деклараций, их доля перечислений в федеральный бюджет таможенных платежей при импорте составляет 11%. При субъектно-ориентированном подходе в категорировании участников ВЭД, занимающихся импортом, применяются 40 критериев, которые рассчитываются автоматически с использованием информационных ресурсов ФТС России и ФНС России. В отношении импортеров с позитивной таможенной историей ФТС России упрощает процедуры и сокращает время операций. Их товары таможенники контролируют выборочно, на основе генератора случайных чисел. Количество таких компаний-импортеров больше 2000. Хотя они составляет около 3% от общего количества участников ВЭД, занимающихся импортом товаров, но при этом ими оформляется свыше 40% от общего количества импортных таможенных деклараций, а их доля перечислений в федеральный бюджет таможенных платежей при импорте превышает 50% от общей суммы.

В 2013 году достигнуты конкретные результаты реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»: время, необходимое для проведения таможенными органами государственного контроля в пункте пропуска на границе Таможенного союза, сократилось в среднем на 40 минут и составляет 40-45 минут, более 90% товаров оформляются в течение 24 часов, а товары, не облагаемые вывозными пошлинами, – не более 4 часов.

В 2013 году ФТС России продолжила активную работу по защите правообладателей. На основании заявлений правообладателей ФТС России ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в котором на 1 декабря 2013 года содержалось более трех тысяч объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям. Среди них – 3021 товарный знак, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров. Более 50% общего объема товарных знаков принадлежит отечественным правообладателям, среди которых значительная доля приходится на российские кондитерские фабрики (ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт», ОАО «Концерн Бабаевский»), а также на крупнейшие производственные предприятия, производящие различный ассортимент продукции от автозапчастей до грузовых автомобилей (ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ЗАО «ЗилАйПи»).

4. Таможенное декларирование в России стало осуществляться в электронной форме С 1 января 2014 года в России таможенное декларирование товаров производится только в электронной форме за некоторыми исключениями. Это установлено пунктом 4 статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Исключения определены Правительством РФ.

Готовясь к этому этапному событию, ФТС России провела комплекс технических, технологических и организационных мероприятий. В результате сейчас взаимодействие участников ВЭД и таможенных органов осуществляется на основе информационных технологий с использованием сети «Интернет».

В 2013 году электронная форма таможенного декларирования стала основной. По состоянию на 1 декабря 2013 года в электронной форме было выпущено более 4 миллионов деклараций на товары (98,5% от всего декларационного массива), а электронное декларирование применяли 94% участников ВЭД.

Развитие электронного декларирования стало основой для создания Центров электронного декларирования, которые реализуют технологию удаленного выпуска товаров. К концу 2013 года во всех федеральных округах функционировало 26 ЦЭДов.

Электронную подпись декларанты получают как непосредственно в ФТС России, так и в 21 удостоверяющем центре в регионах.

С 1 января 2014 года декларант вправе подать декларацию на бумаге только в ряде случаев. Они связаны со спецификой сведений о товаре (государственная тайна), видом процедур (например, уничтожение, отказ в пользу государства), способом перемещения (например, пересылка в МПО).

Внедрение электронного таможенного декларирования в России шло поэтапно. Первая электронная таможенная декларация была выпущена 25 ноября 2002 года по технологии «ЭД-1» (подключение по выделенному каналу связи). Массовый переход на электронное декларирование начался с сентября 2009 года после внедрения технологии «ЭД-2» (подключение по сети «Интернет»). В октябре 2010 года 100% таможенных постов, принимающих декларации на товары, могли принимать их в электронной форме по сети «Интернет». В 2012 году для подачи электронных деклараций ФТС России открыла Портал электронного представления сведений (через Интернет-сайт ФТС России), что исключило необходимость применения специализированного программного обеспечения и предоставило доступ к технологии всем категориям заинтересованных лиц. Эти технологии обеспечили переход на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме.

5. Организация электронного взаимодействия с ведомствами С 15 июля 2013 года таможенные органы начали практическое применение межведомственного электронного взаимодействия с рядом федеральных органов исполнительной власти.

ФТС России организует электронное межведомственное взаимодействие с государственными органами в целях получения сведений из разрешительных документов, выданных этими государственными органами, чтобы у декларантов не было необходимости представлять данные разрешительные документы на бумажных носителях. Как известно, в ряде случаев закон требует наряду с декларацией на товары одновременно представлять копии товаросопроводительных, коммерческих, а также разрешительных документов, выдаваемых несколькими десятков государственных органов. Для уменьшения доли таких деклараций ФТС России разработала и внедрила в таможенных органах автоматизированную систему формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов.

Данные из разрешительных документов, выдаваемых государственными органами, вводятся в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), что позволяет при таможенном декларировании в режиме реального времени запрашивать необходимые сведения о различных разрешительных документах непосредственно у 32 федеральных органов исполнительной власти. Технологической и юридической основой для осуществления электронного межведомственного взаимодействия являются технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ). ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработала 32 ТКМВ. Они предназначены для получения сведений при осуществлении таможенного декларирования в электронной форме, а также в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации».

В частности, ТКМВ заключены с такими федеральными органами исполнительной власти, как Минфин России, Минпромторг России, Минкультуры России, Минобороны России, Роскомнадзор, ФСБ России, МВД России, Росаккредитация, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Росрыболовство, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзор, ФСТЭК России, ФСВТС России, Россельхознадзор.

Позволяя решить одну из практических проблем, которая возникает у участников ВЭД при электронном декларировании, межведомственное электронное взаимодействие также позволяет таможенным органам минимизировать время выполнения таможенных операций. При использовании баз данных и сведений, получаемых от других федеральных органов исполнительной власти, таможенный орган может сократить время, необходимое для осуществления таможенных операций участников ВЭД в пограничных пунктах пропуска, заблаговременно выявить товары, документы и лица, подлежащих проверке.

В перспективе тесное межведомственное взаимодействие позволит полностью автоматизировать процедуру выпуска ряда категорий товаров. Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и непосредственно в Российскую Федерацию, должны соответствовать требованиям безопасности, в том числе мерам технического регулирования, установленным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. За 2013 год таможенные органы Российской Федерации выявили 9,8 тысяч недействительных документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям безопасности и представленных для целей таможенного декларирования.

В 2013 году таможенными органами проведены более 4 тысяч проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, возбуждены и переданы в Росфиннадзор более 4 тысяч дел об АП, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП (Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) России, на сумму более 300 млрд рублей.

6. Расширение практики предварительного информирования для железнодорожных и морских перевозок В 2013 году с учетом специфики различных видов грузоперевозок ФТС России продолжила расширение практики предварительного информирования, которое упрощает таможенные процедуры и сокращает время, затрачиваемое участниками ВЭД при перевозках грузов различными видами транспорта через границы Таможенного союза. Представление предварительной информации в таможенные органы является обязательным пока только на автомобильном транспорте (с июня 2012 года). Однако, уже сейчас на железнодорожном и на морском транспорте многие перевозчики добровольно представляют предварительную информацию в таможенные органы в целях ускорения пересечения товарами таможенной границы. Это говорит о высокой заинтересованности бизнеса во внедрении информационных технологий при организации транспортных процессов.

С 1 октября 2014 года в странах Таможенного союза вводится обязательное предварительное информирование о товарах и транспортных средствах, перемещаемых железнодорожным транспортом (решение Евразийской экономической комиссии № 196 от 17 сентября 2013 года «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом»). ФТС России в рамках подготовки к этому событию в 2013 году отрабатывала прием и использование предварительной информации, технические требования к структуре и формату предоставляемых данных, осуществляла совершенствование информационной системы таможенных органов, а также портальной технологии представления предварительной информации заинтересованными лицами. Эта работа проводилась в сотрудничестве с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан и при тесном взаимодействии с ОАО «РЖД», железными дорогами Белоруссии и Казахстана, а также участниками внешнеэкономической деятельности. В 2013 году оптимизация времени нахождения товаров и транспортных средств в портах являлась предметом постоянного обсуждения на заседаниях межведомственной рабочей группы Минтранса России и ФТС России.

С января 2013 года на таможенном посту Морской порт Восточный Находкинской таможни проводится эксперимент, нацеленный на оптимизацию таможенных операций и сокращение сроков нахождения на территории порта подконтрольных таможенному органу товаров.

Эксперимент показал, что большая часть времени нахождения товаров в порту (91%) приходится на этапы до и после декларирования («до и после таможни»). Продолжительность этих стадий, прежде всего, зависит от действий экспедиторов, декларантов, терминала, перевозчиков, осуществляющих ввоз товаров в порт и вывоз из порта. Для сокращения временного интервала, зависящего от действий таможенного поста, в рамках эксперимента предпринят ряд технологических решений, в частности – налажено предварительное информирование, согласованы действия участников процесса. В результате срок нахождения товаров в порту сократился на 6 дней (по данным на октябрь 2013 года).

Эксперимент подтвердил, что предварительное информирование сокращает сроки проведения таможенных операций в морском порту. Предварительная информация позволяет таможенному органу принимать решения о форме и степени контроля, когда товары прибывают в порт, проверка сведений о них проведена, и может приниматься решение об их выгрузке. Пока предварительная информация представляется в объеме коносамента. С учетом перспектив возложения на таможенные органы функций по осуществлению иных видов государственного контроля, ее объем увеличится, а представление станет обязательным.

7. Навстречу Сочи-2014 ФТС России приняла активное участие в подготовке и организации проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Созданы оптимальные условия для обеспечения пропуска участников и гостей соревнований, перемещаемых ими товаров, в том числе спортивного инвентаря, через таможенную границу. Для этого даже внесены изменения в таможенное законодательство. Упрощены таможенные процедуры в отношении олимпийских товаров и физических лиц, имеющих олимпийские удостоверения и аккредитации. Олимпийские товары ввозятся без применения запретов и ограничений (за исключением требований ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-эпидемиологического контроля). Специальная таможенная процедура предусматривает ряд упрощений при ввозе, в том числе освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, неприменение мер нетарифного регулирования. Отработана и упрощена также процедура перемещения спортивного оружия. Упрощения коснулись и физических лиц, имеющих олимпийские удостоверения личности и аккредитации. Они могут временно ввозить товары для личного пользования, в том числе для использования в профессиональной деятельности, осуществляемой в связи с Играми и не связанной с предпринимательской деятельностью. В минувший зимний сезон сотрудники Сочинской таможни успешно провели таможенное оформление спортсменов, сопровождающих лиц и представителей прессы, прибывавших международными рейсами на тестовые соревнования, проводимые на олимпийских объектах. Для них был обеспечен проход зоны таможенного контроля по зеленому коридору, все процедуры были максимально сокращены и ускорены. Преподаватели Российской таможенной академии издали русско-английский олимпийский разговорник. Он включает широкий набор коммуникативных ситуаций, которые возникают при прохождении таможенных формальностей участниками и гостями международных спортивных соревнований. Олимпийские таможенные технологии прошли успешную проверку во время проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани. Свыше десяти тысяч спортсменов пересекли таможенную границу. Из них около 40% прибыли через международный аэропорт в Казани (Татарстанская таможня), остальные – через московский авиаузел (Шереметьевская, Домодедовская и Внуковская таможни). Мастерство российских таможенников и их современная техника были востребованы также для обеспечения безопасности спортивного форума. Четыре МИДК (мобильных инспекционных комплекса) прибыли с границ нашей страны в Казань. За четыре недели таможенники быстро и качественно досмотрели 2,4 тысяч автомобилей, доставлявшие грузы на спортивные объекты. При подготовке к работе в условиях проведения масштабных международных спортивных мероприятий российская таможня использует столетний опыт организации таможенного администрирования Олимпиад. Впервые таможенный контроль олимпийцев был осуществлен в 1908 году, когда восемь российских спортсменов приняли участие в IV Олимпийских играх в Лондоне. В 1912 году спортивный инвентарь и багаж спортсменов пропускался беспошлинно, а судно, зафрахтованное для перевозки в Стокгольм участников V Олимпийских игр и спортивного инвентаря, было освобождено от корабельного сбора. К 1980 году был построен новый терминал в аэропорту Шереметьево, там был увеличена зона таможенного контроля и впервые стали применяться рентгенустановки, ряд иных технических средств контроля. Таможенные страницы олимпийской истории дают возможность оценить, какие масштабные изменения произошли в работе российской таможни, применяющей сегодня информационные технологии и электронное декларирование.

8. Контроль после выпуска В 2013 году Федеральная таможенная служба продолжила реализацию Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года. Эта задача является одним из стратегических направлений деятельности, утвержденных Стратегией развития таможенной службы до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р). Развитие таможенного контроля после выпуска товаров обусловлено необходимостью смещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», противодействия схемам уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, проведения эффективного таможенного контроля, в том числе при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Это способствует ускорению совершения таможенных операций, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД.

За 11 месяцев 2013 года проведено 5654 проверочных мероприятия после выпуска товаров в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По их результатам было возбуждено 2369 дел об административных правонарушениях и 113 уголовных дела. Доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму свыше 5,6 млрд рублей, что на 65 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму 3 млрд рублей, что на 66 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Выросла экономическая эффективность проверочных мероприятий и качество выбора объектов контроля: эффективность одной таможенной проверки по взысканным таможенным платежам, пеням, штрафам за 11 месяцев 2013 года составила 810 тыс. рублей, что на 61 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сумма взысканных денежных средств на одну штатную единицу за 11 месяцев 2013 года выросла на 57 % и составила 3,38 млн рублей.

Во взаимодействии с иными государственными контролирующими и правоохранительными органами проведено 593 проверочных мероприятий, по результатам которых доначислено таможенных платежей, штрафов на сумму 410 млн рублей.

В целях сокращения доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке ФТС России в 2013 году совместно с Евразийской экономической комиссией, Минфином России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан разработала проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, которое позволит создать оптимальный механизм идентификации импортных товаров, находящихся в обороте на территории Таможенного союза, с товарами, задекларированными в таможенных органах Таможенного союза.

9. Правоохранительная деятельность В 2013 году в сфере правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации произошли значительные изменения. Результатом совместной работы ФТС России и Росфинмониторингом стало принятие 28 июня 2013 года Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – закон), который значительно расширил возможности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и по противодействию противоправным деяниям в сфере внешнеторгового оборота.

Установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и денежных инструментов, а также за перевод за рубеж иностранной валюты в рамках фиктивных сделок (ст. 200.1 УК РФ Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов).

Таможенным органам возвращены полномочия по производству дознания, что дает возможность осуществлять предварительное расследование по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды наличных денежных средств (денежных инструментов) в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела и заканчивая его направлением в суд.

Существенно расширена компетенция таможенных органов в части перечня уголовных дел, по которым могут проводиться неотложные следственные действия. Наличие права возбуждать уголовные дела при выявлении фирм-однодневок, а также по фактам легализации денежных средств и имущества, полученных в результате совершения преступлений, позволит ФТС России более активно и продуктивно решать задачи по защите безопасности финансовой системы государства, обеспечения законности предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли.

Также при непосредственном участии ФТС России разработан Федеральный закон от 02 июля 2013 № 150-ФЗ, установивший уголовную ответственность за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами Российской Федерации.

По итогам работы за 11 месяцев 2013 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1796 уголовных дел, в том числе 776 дел – по статье 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры); 465 дел – по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ.., огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники); 83 дела – по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов); 351 дело – по ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей); 94 дела – по ст. 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации); 21 дело – по ст. 189 УК РФ (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники); 6 дел – по ст. 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица).

Из незаконного оборота изъято свыше 339 кг наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, что почти в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, более 22 кг сильнодействующих веществ.

Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации товаров составила более 2 млрд рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей – более 2,4 млрд рублей.

В течение января – сентября 2013 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 59 680 дел об административных правонарушениях (далее – АП). По делам об административных правонарушениях принято 57 089 решений. Из них должностными лицами таможенных органов принято 38 509 решения, судом или иным уполномоченным органом 18 580 решений. Назначено наказаний по 54 763 делам об АП на общую сумму 85,7 млрд рублей.

Сохранена положительная динамика сокращения количества прекращенных дел об АП. За 9 месяцев 2013 года прекращено 2 326 дел об АП. Их доля от общего количества возбужденных дел составила 3,8% и уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 1,2%.

Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, валюта, табак, текстильные материалы и изделия, алкогольная продукция, электрические машины и оборудование, а также лес и лесоматериалы.

За 9 месяцев 2013 года таможенными органами Российской Федерации рассмотрено 398 жалоб и 180 протестов на постановления по делам об административных правонарушениях. По результатам пересмотра 218 постановлений по делам об АП оставлены без изменения, а жалобы, протесты без удовлетворения; 137 постановлений изменены; 145 постановлений – отменены, дела возвращены в таможенные органы на новое рассмотрение; 78 постановлений отменено, производство по делам прекращено.

10. Взаимодействие с деловыми кругами Взаимодействие с деловыми кругами и общественностью позволяет ФТС России вести совместную работу по повышению качества и результативности таможенного администрирования.

Сотрудничество с участниками внешнеэкономической деятельности осуществляется в форме консультирования в ходе рабочих и тематических встреч, конференций, круглых столов. В 2013 году состоялось свыше 90 подобных мероприятий, в которых приняли участие руководство и должностные лица структурных подразделений ФТС России.

Одной из площадок для двустороннего общения и выработки совместных решений является Общественно-консультативный совет по таможенной политике. В составе Совета работают 43 представителя крупнейших российских ассоциаций и союзов из различных сфер экономики. При каждом региональном таможенном управлении, а также при большинстве таможен созданы и функционируют свои консультативные советы по работе с участниками внешнеэкономической деятельности, что позволяет учитывать деловую и внешнеэкономическую специфику каждого конкретного региона.

С целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику проведена большая работа в рамках рабочей группы «Совершенствование таможенных процедур» Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) в России. По инициативе группы подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие вопросы таможенного оформления и применения специальных таможенных процедур, проведены различные мероприятия с участием представителей таможенной службы и иностранных деловых кругов в целях разъяснения таможенного законодательства.

На базе Международного института менеджмента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации регулярно проводились вебинары (интернет-семинары), где одновременно принимали участие свыше 70 регионов Российской Федерации. Благодаря участию представителей таможенных органов и деловых кругов стран – членов Таможенного союза вебинары приобрели международный статус.

Примером совместных действий таможни и бизнеса в рамках совершенствования таможенного администрирования является деятельность рабочей группы по реализации «дорожной карты» при Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), учредителем которого является Правительство Российской Федерации.

В рамках формирования системы «Открытое правительство» организовано общественное обсуждение и экспертное сопровождение Плана деятельности ФТС России на период 2013-2018 годов. Одним из важных источников информирования бизнеса и граждан о деятельности таможенной службы является официальный Интернет-сайт ФТС России.

Сайт стал рабочим инструментом для бизнеса. На нем размещен вход в портал электронного декларирования, предназначенный для желающих декларировать товары в электронной форме. Также действуют портал сбора статистических форм учета перемещения товаров Таможенного союза и портал для подачи предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения границы Таможенного союза в пунктах пропуска Российской Федерации. Кроме того, на сайте поддерживается актуальная база данных по таможенному законодательству.

С каждым годом интерес пользователей к сайту ФТС России растет, о чем свидетельствует количество просмотров: в 2009 г. – 1,8 млн пользователей, 2010 г.– 3 млн пользователей, 2011 г. – 3,3 млн пользователей, в 2012 г. - 3,5 млн пользователей. В 2013 году статистика зафиксировала более 4 млн посещений.

Согласно мониторингу Санкт-Петербургского Института развития свободы информации, степень информационной открытости сайта ФТС России в 2012-2013 годах выросла до 83,8% (в 2011-2012 годах – 76,5%).

VCH.RU