03.03.14

Электроника на таможне не работает

По мнению главы Таможенного комитета Казахстана для улучшения работы возглавляемой им службы принципиально важно наладить электронной системы таможенного декларирования, работу уполномоченных экономических операторов, говоря простым языком – таможенных брокеров, а так же решить проблемы инфраструктуры.

Докладывая на коллегии минфина итоги работы своего ведомства, глава Таможенного комитета Госман Амрин отметил, что комитетом в доход республиканского бюджета обеспечено поступление таможенных платежей и налогов в сумме 1 трлн. 339,5 млрд. тенге. Доля поступлений в республиканский бюджет) составила 37% (2012г.- 35,4%), увеличение составило 1,6 процентных пункта. Кроме того, по его словам, взыскано в годовом исчислении на одного сотрудника таможенных органов в 2013 году - 245 млн.тенге (2012г. -192млн.тг.), что свидетельствует об определенной тенденции улучшения таможенного администрирования за прошедший период. Однако есть системные проблемы которые необходимо решить. В первую очередь это касается внедрения системы электронного декларирования. Как заявил Госман Амрин, и настоящее время таможенный комитет закончил разработку и внедрил в полном техническом объеме процедуры «Экспорт» в режиме опытной эксплуатации, в декабре прошлого года начал проведение тестовых испытаний электронного декларирования по «Импорту».Система электронного декларирования интегрируется с ведомственными информационными системами. Однако полный и реальный переход на промышленную эксплуатацию сдерживается 2-мя факторами.

Во первых, тем, что электронное декларирование является единой информационной системой, а «Экспорт» ее подсистемой, что создает пока непреодолимую правовую коллизию в рамках действующего законодательства для ее легитимизации.

Поскольку,в соответствии с рядом нормативных правовых актов по вопросам информатизации требуется аккредитация всей информационной системы электронного декларирования целиком, и не позволяется аккредитация ее части. В плане же таможенного администрирования можно регулировать процедуры экспорта, импорта и транзита отдельно.

Второй фактор, это неполная готовность процессов автоматизации в ряде государственных информационных систем по проекту «Е-лицензирование».

Так, например, по словам Госмана Амрина, в ряде министерств: МИНТ, МСХ, МООС, МЗ, МВД отсутствует автоматизация процессов выдачи разрешительных документов по экспортно-импортным операциям в системе Е-лицензирование. В частности, разрешительные документы, не унифицированы: по каждой услуге по-разному описываются сведения о товаре, по некоторым услугам отсутствуют необходимые поля - такие как ТН ВЭД, количество, единицы измерения и т.п. Кроме того, не принята нормативная база, требующая от государственных органов обязательного внесения выданных разрешений в электронную базу, и наконец, электронная база разрешений в системе Е-лицензирование не признана эталонной.

«В этой связи, считаем целесообразным осуществлять поэтапный ввод системы безбумажного электронного декларирования в опытную эксплуатацию без отмены существующего порядка декларирования до завершения работ по автоматизации всех разрешительных документов, а так же завершения аккредитации системы электронного декларирования в полном объеме и принятия всех законодательных актов, регламентирующих работу в безбумажном режиме» - сообщил глава КТК.

Между тем, по его мнению, внедрение безбумажного электронного декларирования это серьезная новация в деятельности таможенных органов. Де-факто это переход на заявительный принцип декларирования, без представления подтверждающих документов, за исключением случаев, срабатывания системы управления рисками.

По мнению и подсчету таможенников, внедрение электронного декларирования сократит время всей необходимой таможенной процедуры с 24 до 8-ми часов с учетом срабатывания системы рисков, и до 2-х часов при соблюдении всех параметров и условий.

Еще одной проблемой которую необходимо решить, по мнению Госмана Амрина, появляется совершенствование института уполномоченных экономических операторов (УЭО) В этой связи, в разработанном таможенным комитетом, проекте Закона по совершенствованию таможенного администрирования, предусмотрен комплекс мер, направленных на совершенствование института УЭО.

В частности, основными принципами будут заключение партнерских отношений между таможенными органами и УЭО на основе механизмов доверия и надлежащей финансовой ответственности операторов перед государством и прозрачности, открытости, стабильности занятия ВЭД.

По мнению разработчиков это будет обеспечиваться мерами законодательного регулирования: по вопросам уточнения и усиления финансовых гарантий, требований к минимальному капиталу компаний-операторов, наличию аудиторских заключений, а также по вопросу усиления ответственности УЭО - соблюдение не только таможенного, а и иного законодательства.

«Оптимизация вопросов таможенного контроля в соответствии с международными стандартами решается только за счет повышения уровня законопослушности участников внешнеэкономической деятельности. Увеличение числа таможенных операций уполномоченными экономическими операторами (УЭО) позволяет таможенным органам без рисков для бюджета и безопасности страны применять максимально упрощенные формы таможенного контроля, минимизировать сроки прохождения грузов через границу, поднять скорость таможенной очистки, способствовать росту внешнеторгового оборота и соответственно пополнению бюджета» - заявил глава казахстанской таможни.

На сегодняшний день, по его словам, имеется положительная динамика в развитии института УЭО в нашей стране и, по сути, речь идет о первой осознанной политике внедрения принципа профессионализации сектора ВЭД.

Однако, Госман Амрин подчеркнул, что «до настоящего времени сам сектор участников ВЭД остается непрозрачным и представлен собой на нижнем уровне классом, так называемых «носильщиков», «пакетчиков» и «капустников», затем широким набором компаний с непонятной предпринимательской историей, условными учредителями и менеджментом, капиталом в 1 тыс.долл.США, отсутствием каких-либо активов и юридическими адресами на уровне комнаты или квартиры. И малую долю, составляют реальные добросовестные компании среднего и крупного бизнеса. Безусловно, что с введением института УЭО начался серьезный процесс легализации указанного выше «теневого бизнеса на границе» - это хороший знак и добрая тенденция!»

Вместе с тем, как показала практика, несмотря на меры доверия государства к тем, кто «выходит из тени на свет», имеется ряд серьезных упущений связанных с формированием института УЭО. В основе данных недостатков, исходя из анализа текущей ситуации пл мнению Госмана Амирина, лежат следующие факторы. Во-первых, отсутствие четких законодательных требований к предпринимательской зрелости, финансовой состоятельности и прозрачности для кандидатов на получение такого серьезного статуса, как партнера государства в лице оператора, во-вторых, слабое администрирование со стороны таможенных органов. К примеру, как рассказал один из сотрудников таможни kursiv.kz ряд действующих УЭО, воспользовавшись предоставленными законодательством упрощениями, оказались сами организаторами контрабандных схем и нарушителями таможенного законодательства.

При этом стратегия работы с УЭО подразумевает более жесткие требования к деятельности компаний для получения и подтверждения статуса УОЭ, с предоставлением более широкого перечня спец. упрощений, чем регламентировано сегодня.

Предлагается внедрение принципа категорирования УЭО по уровням доверия. По мере того, как компания-УЭО будет наращивать свои собственные системы внутренних проверок и меры безопасности в цепи поставок, будет производиться его перевод на более высокий уровень, предусматривающий большее количество упрощений. Для высшей категории УОЭ планируется применение максимального перечня упрощений, предусмотренного Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур, принятой Казахстаном в 2009 году.

Такая практика, по мнению Госмана Амрина, работы соответствует международным стандартам и апробирована в ряде стран.

Итогом же планируемых изменений, по мнению авторов, станет модель института УОЭ, соответствующая Рамочным стандартам облегчения и содействия торговли, разработанным ВТамО, что позволит в дальнейшем разработать и принять в Казахстане Программу Взаимного признания УОЭ и в Таможенном союзе и с другими странами-инопартнерами.

Что касается вопросов раз развития инфраструктуры то, по мнению Госмана Амрина, действующая инфраструктура таможенных постов имеет свой технический потенциал максимального пропуска (до 200 транспортных единиц в сутки на въезд и выезд), который возможно расширить через увеличение времени работы постов.

Естественно, что это потребует увеличения штатной численности соответствующих таможенных органов и, может быть, временным решением вопроса укрепления транзитно-транспортного потенциала страны. По китайской же границе, считает глава КТК, есть возможность расширения за счет перевода их работы на круглосуточный режим, но, это потребует достижения договоренностей с Правительством Китая. На уровне таможенных служб РК и КНР, работа в данном направлении начата.

Вместе с тем, кардинально увеличение пропускной способности пунктов пропуска возможно достичь путем пересмотра логистики и организации таможенного контроля через строительство торгово-логистических центров в приграничных пунктах пропуска в рамках ГЧП. Тогда, как считает Госман Амрин, таможенный контроль на самом пункте пропуска будет минимальным, а наиболее сложные и длительные формы контроля возможно проводить вне пунктов пропуска на ТЛЦ.

Напомним, что в настоящее время на МЦПС «Коргас» построен один ТЛЦ, тогда как, остальные земли на приграничных пунктах пропуска пустуют, несмотря на принятые инициативы и обещания инвесторов-собственников этих земель.

Основная причина, по мнению таможенников, в отсутствии гарантии со стороны государства стабильности функционирования ТЛЦ, и следовательно, возврата вложенных инвесторами инвестиций.

Решение данного вопроса, на взгляд Госмана Амрина, заключается не в изменении действующего законодательства по Концессиям, а в разработке и утверждении отдельного государственного стандарта на класс ТЛЦ, который можно именовать как «приграничный» и, что весьма важно, законодательного установления обязанности таможенных органов немедленно открывать центры таможенного оформления при вводе в эксплуатацию ТЛЦ соответствующего стандартам.

Тогда, у любого инвестора появится реальная гарантия жезнеспособности проекта, так как, ему не нужно будет ходить на поклон к нам, в Комитет, или другие Инстанции, чтобы договариваться. Это также, будет иметь мощный актикоррупционный эффект.

«Сама политика приоритетного развития приграничных ТЛЦ дополнительно даст социально-экономический эффект развитию приграничных регионов - обеспечит занятость местного населения, позволит трансформировать их, иногда, вынужденное занятие контрабандой товаров на законную трудовую деятельность. Тем самым, это будут стабильные точки экономического роста приграничного региона» - считает глава таможенной службы Казахстана.

Курсивъ