15.07.09

Чтобы за державу обидно не было

Поступления от таможни в доходную часть государственного бюджета Российской Федерации составляют более пятидесяти процентов. В минувшем году только Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) перечислило в общую российскую копилку 538 миллиардов рублей. Их собрали 12 тысяч сотрудников, обработав на своих рабочих местах чуть меньше половины всего внешнеторгового грузооборота. Так что в среднем каждый сотрудник в 2008 году принес державе около сорока пяти миллионов рублей.

- Таможня – явление уникальное: помимо фискальных обязанностей, то есть контроля ввоза-вывоза и сбора пошлин, она ведет оперативно-розыскную деятельность, - рассказал «Невскому Времени» начальник СЗТУ генерал-лейтенант таможенной службы Михаил Прокофьев. - Помимо службы собственной безопасности, в ее состав входит оперативное подразделение, деятельность которого осуществляется на основании Закона РФ об оперативно-розыскной деятельности. Таможни тесно сотрудничают с Министерством внутренних дел, Федеральными службами безопасности и контроля за оборотом наркотиков.

Контрабандой сейчас занимаются вполне солидные люди, светлые, по выражению генерала Прокофьева, головы. Импортируя сырую нефть, декларируют, что в емкостях отходы переработки сырой нефти, пошлина на которые во много раз меньше. А чтобы ввести в заблуждение таможню, доливают немного «химии». В результате экспресс-анализ действительно показывает, что сырой нефти в цистернах нет.

Конечно, можно задержать отправку состава и произвести более тщательный анализ продукта, но… Время – деньги! Да и пробки на железных дорогах рассасываются медленнее, чем на автомобильных. Таможня не всегда покупается на такие «финты». И тогда в действие вступает «тяжелая юридическая артиллерия»: параллельные уголовные и арбитражные процессы, требования «объективной» экспертизы и прочие уловки. К тому же нередко в ход идут и «высокие связи».

- Сверхприбыли граждан, беззастенчиво грабящих государственный бюджет, то есть и нас с вами, понуждают их вести все более изощренную борьбу с таможней, - продолжает Прокофьев. - Они идут на немалые расходы, создавая фирмы-однодневки, акционерные пустышки и прочие конторы типа «Рога и копыта». Нередко содержат штат опытных, артистичных водителей, которым нередко удается обмануть таможенника, либо втереться к нему в доверие, а то и просто купить за немалую сумму.

Заправилы контрабандного бизнеса дорожат «ценными кадрами» до такой степени, что в случае их провала стараются развалить дело, или же перекинуть такого водителя с одного маршрута на другой, иногда даже снабдив его новыми личными документами. Контрабандой в особо крупных размерах занимаются мощные организации, обеспеченные поддержкой высокопрофессиональных юристов, эффективно лоббирующие собственные интересы в органах законодательной и исполнительной власти, располагающие профессионально подготовленными частными силовыми структурами, штатом опытных водителей. Им же противостоит человек, который обязан в кратчайшие сроки досмотреть груз и правильно оформить документы.

Если таможенник не вступает в сговор с контрабандистами, на него оказывают физическое воздействие. Так, служба собственной безопасности в течение шести месяцев охраняла начальника Себежской таможни в Псковской области: за «несговорчивость» во двор его дома влетела граната. В Выборге некоторое время тому назад тяжело пострадал начальник таможни и начальник одного из постов, а в этом году там сожгли две машины и дверь одной из квартир, где проживал таможенник. Конечно, не каждый может выдержать такой натиск, особенно если учесть, что большинство таможен находится в небольших приграничных городах, где все – и представители закона, и преступники, живут на виду друг у друга.

К тому же Россия подвергается мощной атаке со стороны наркобаронов. Только за прошлый год по фактам контрабанды наркотиков было возбуждено восемьдесят девять уголовных дел, изъято 153 килограмма различных наркотиков, а также 263 литра сильнодействующих и психотропных средств. Одного только кокаина, прибывшего на трех пароходах из Эквадора, изъяли около 80 килограммов. А из Голландии в Россию через Кингиссеппскую таможню некий гражданин пытался провезти более 95 тысяч таблеток синтетического наркотика общим весом в 29 килограммов.

- Везут в Петербург и редкие виды обезьян, включенных в перечень СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. – Прим. ред.), товары народного товары народного потребления – одежду и обувь китайского производства, пытаются вывозить советские ордена и медали, - говорит Прокофьев. - Так, только у одного контрабандиста было изъято 164 ордена, 54 медали времен Великой Отечественной войны, 94 орденские книжки и удостоверения к медалям и даже редкая медаль, которой награждались воины-интернационалисты – участники Гражданской войны в Испании.

Хватает у таможни и других забот. Одна из важнейших – положение на дорогах. Многосторонние автомобильные пункты пропуска на границе перегружены. Загазованность, многочасовые пробки на границах, аварийные ситуации на шоссе – все это результат многократно возросшей внешнеэкономической деятельности. Правда, Северо-Западный федеральный округ располагает несколькими морскими портами, которые в состоянии принимать большое количество самых разнообразных грузов. Но наши северные соседи предпочитают принимать пароходы в своих портах, с тем чтобы получить портовые сборы и прочие доходы от их обслуживания. «Сняв портовые пенки» с торгового флота, они перегружают доставленные иностранными поставщиками товары на свои или наши грузовики и… огромными колоннами направляют их в Россию – через Петербург.

Однако из положения все равно как-то приходится выходить. В морском торговом порту Усть-Луга реконструирован грузовой пункт пропуска. Открытый в сентябре прошлого года международный пассажирский морской терминал оборудован самыми современными техническими средствами контроля.

СЗТУ постоянно совершенствует таможенный контроль. Улучшаются условия работы на пропускных пунктах, внедряются прогрессивные формы обработки грузов, в частности, электронное декларирование. Так, в Санкт-Петербургской таможне объем товаров, декларируемых в электронной форме, достиг планки в 38 процентов. Конечно, сложные задачи, поставленные и довольно успешно решаемые таможенниками, вызывают дополнительные требования к кадровому составу. Таможенник должен владеть современной техникой, иностранными языками, да и во всем остальном обязан быть современным человеком. Кстати, СЗТУ обеспечено кадрами на 95 процентов, а в Петербурге работает филиал Российской Таможенной академии Федеральной таможенной службы.

Михаил Юрьевич Прокофьев родился 15 июля 1962 года в поселке Песочное Сестрорецкого района Ленинграда. Окончил Ленинградское высшее артиллерийское командное училище им. Красного Октября, Академию МВД по специальности «юриспруденция». С 1985 по 1994 годы проходил службу в органах КГБ СССР, затем в органах налоговой полиции. С 1998 по 2002 годы занимал должность заместителя начальника службы собственной безопасности Северо-западного таможенного управления, затем заместителя руководителя Северо-западного регионального управления валютного контроля Минфина России. Позже эту структуру преобразовали в Росфиннадзор, территориальное управление которого возглавил Прокофьев. В 2006 году вернулся в СЗТУ. Здесь он получил свое первое генеральское знание. Через год уже возглавил Управление, с июня прошлого года – в звании генерал-лейтенанта таможенной службы.

БалтИнфо.ru ; 15.07.09