17.03.09

Что важнее - таможенные платежи или конкурентоспособный бизнес?

На минувшей неделе в нашем регионе пытались найти компромисс между двумя радикально противоположными позициями. Наконец-то лицом к лицу встретились предприниматели и их оппоненты из Федеральной таможенной службы во главе с ее руководителем Андреем Бельяниновым, приехавшие к нам с однодневным визитом. Калининградские бизнесмены похожи на бедолагу возле паровозной топки. Едва успевают справиться с текущими проблемами и вытереть закопченный лоб, как кто-то опять кричит: "Поддай кокса!" Раздробление на две части таможенных органов в Советске привело к тому, что грузы теперь следуют с пункта пропуска на склад временного хранения (расстояние между этими двумя постами 1200 метров). И возросли дополнительные затраты - денежные и по времени. Получение разрешения на выпуск товаров иногда занимает до 7 дней. Кроме того, здесь не имеют права оформлять транспортные средства. И для этого их нужно гнать в Калининград. Грузы, перевозимые посредством паромной переправы Усть-Луга - Калининград, подлежат двойному таможенному оформлению - в портах отправления и прибытия. В ФТС мотивируют свое решение тем, что вдруг кто-нибудь по пути загрузит на паром нелегальные товары.

Ситуация в регионе ухудшилась после ликвидации таможенных постов "Багратионовск" и "Космодемьянский", прекращения оформления товаров на складе временного хранения "Сириус". Продолжается "война" между "Автотором" и ФТС. Суды пока на стороне автопроизводителя, но таможенники не сдаются -вновь и вновь требуют оплатить пошлины. По-прежнему неясна ситуация с перемещением из Калининградской области в Россию драгоценных металлов и камней (подробности читайте в газете "Каскад-подробности" от 11 марта 2009 года). Что впереди? Вот выдержки из речи руководителя Федеральной таможенной службы. О Балтийске. "Мне очень нравится тематика, касающаяся порта в Балтийске и возможности оформления в нем импортных автомобилей. Это составило бы серьезную конкуренцию финским портам. Мы приложим все усилия, чтобы ситуация решилась в пользу российских портов".

О Советске. "В перспективе предполагается вынос таможенного поста за пределы города. Вернемся к этой идее, когда будет закончена объездная дорога". "Дело" ювелиров. "Проблемы, связанные с перемещением драгметаллов и других подакцизных товаров, будут решены с открытием в Калининградской области акцизного таможенного поста (примерно 1 июня 2009 года). Подчиняться он будет напрямую центральной таможне, а не Калининградской областной". Страсти по "Автотору". "Мы побывали сегодня на предприятии, посмотрели на его работу. Могу сказать, что худой мир лучше доброй ссоры. Сядем за стол переговоров и попробуем договориться. Сейчас проблемы испытывают многие автосборочные заводы. В Калининграде, например, это серьезные транспортные издержки. Рядом страны, где можно качественнее и дешевле делать отдельные элементы автомобилей. И там охотнее идут на условия, когда предприятие заказывает не очень большие объемы. Ряд российских фирм считает, что, допустим, меньше ста тысяч деталей или даже миллиона им не выгодно запускать в производство. Но есть надежда, что в связи с экономическим спадом они изменят свою позицию и сами начнут бегать за любыми заказами".

Усть-Луга - Калининград. "В рамках существующего законодательства мы максимально уберем все барьеры, мешающие нормальной работе по перемещению граждан и товаров по паромной переправе. Свои решения оформим документально в течение месяца".

Радение таможенников о государственном бюджете вполне понятно. Чем больше пошлины, тем лучше. Но нам-то таможенные платежи аукаются ценами в магазинах и пустотой в кошельках. У предпринимателей отпадает желание заниматься бизнесом. Вернее, выживать, несмотря на прессинг бюрократической машины.

Сейчас им пообещали убрать препоны. Посмотрим, чего стоят обещания.

"Каскад" (Калининград) 17.03.09