03.03.16

Чёт и нечет

На Дальневосточной сократился импорт, но продолжает увеличиваться экспорт

Макроэкономические факторы продолжают определять вектор грузопотоков через станции Дальневосточной дороги.

Потери с замещением

Хотя в январе-феврале погрузка на дороге, по оперативным данным, на 1,9% превысила прошлогоднее значение, ситуация с поступлением импорта, в том числе в контейнерах, непростая. Это влияет на перевозки высокодоходных грузов. В частности, во Владивостокском регионе ДВЖД погружено 611,6 тыс. тонн грузов второго класса – почти на 16% меньше, чем годом ранее.

Однако резервы в привлечении грузовой базы есть, убеждён начальник Дальневосточной магистрали Николай Маклыгин: даже в кризис на Дальнем Востоке, согласно официальным данным, рост промышленного производства в 2015 году вырос на 3%, объём инвестиций – на 5%. Этот тренд должен сохраниться, поскольку в регионе разворачивается создание территорий опережающего развития, интерес к которым проявляют и иностранные инвесторы. Поэтому в Дальневосточном ТЦФТО сейчас разрабатывают меры по привлечению высокодоходных грузов.

Вопреки негативным тенденциям расширяется география контейнерных перевозок. В феврале запущен новый поезд между станциями Владивосток и Ховрино. Он будет отправляться по расписанию один раз в неделю. Транзитное время до терминала в Ховрино – 10 суток. Новый маршрут ориентирован на грузы, перевозимые в западном направлении из Юго-Восточной Азии через Владивостокский морской торговый порт, пояснили в пресс-службе транспортной группы FESCO, а также на грузы, сформированные в Дальневосточном регионе. Поезд стал дополнением к существующим сквозным сервисам назначением на станции Силикатная и Купавна. «Расширение числа станций приёма грузов направлено на оптимизацию логистики и снижение издержек клиентов за счёт возможности работы на трёх ключевых терминалах Московского региона, расположенных на юге, севере и востоке столицы», – пояснили в FESCO.

Развивать контейнерные перевозки намерено также ООО «Владивостокский морской порт «Первомайский». Первый поезд, связавший его с Москвой, отправился три месяца назад со станции Мыс-Чуркин. Для формирования маршрутов стивидор ввёл в эксплуатацию четыре дополнительных пути. «Этот проект реализуется в рамках программы «Транссиб за 7 суток». Партнёры планируют запустить сервис на регулярную основу», – рассказала начальник станции Мыс-Чуркин Анна Курило.

У грузовладельцев сохраняется интерес к потенциалу Транссиба. Как отметил начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Дальневосточного таможенного управления Алексей Кузьмин, пока остаются недопустимо высокими сроки нахождения контейнеров в морском порту. В соответствии с «дорожной картой» в 2015 году товары под процедурами таможни не должны быть больше шести дней. Между тем во Владивостоке этот срок превышал восемь суток, что делало его неконкурентоспособным по сравнению с морскими терминалами, где груз обрабатывается быстрее.

По мнению Алексея Кузьмина, сроки прохождения контейнеров могли быть сокращены при более активном применении предварительного декларирования. Пока их доля составляет 5% от общего количества. Применение в этом году декларантами технологий предварительного декларирования может вывести Владивосток на более высокие показатели по сравнению с другими портами, имеющими схожий товарооборот.

Добавим, спад импорта имеет и обратный эффект. К примеру, на Дальнем Востоке из-за роста курса доллара изменилась логистика промышленного сырья, цементной продукции. ООО «ДВ Цемент» наладило отправки клинкера на Сахалин и Камчатку взамен ранее потребляемого импортного цемента, доставлявшегося туда напрямую морем. Аналогичная ситуация с перемолом. На дороге прогнозируется увеличение объёмов его погрузки в связи с переориентацией грузополучателей с зарубежных комбикорма и жмыхов на отечественные. «Импортные продукты значительно повышаются в цене после каждого колебания курса иностранной валюты. С целью максимально сэкономить собственники животноводческих ферм разворачиваются к российским производителям кормов для животных», – констатируют во Владивостокском агентстве фирменного транспортного обслуживания.

Уголь роста

Конечно, драйвером роста перевозок на Дальневосточной продолжают выступать экспортные, главным образом топливно-энергетические, грузы. Как следствие, среднесуточная погрузка дорог сети на станции ДВЖД в начале февраля уже превысила 5,9 тыс. вагонов.

Грузить намерены больше и местные отправители. Например, ОАО «Ургалуголь» (входит в СУЭК) в прошлом году вывело на проектные параметры обогатительную фабрику «Чегдомын». За счёт повышения качества угольной продукции компания рассчитывает увеличивать экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Известно, что компанией принята программа развития подземных горных работ на Ургальском каменноугольном месторождении до 2020 года. Её реализация позволит увеличить производственные мощности «Ургалугля» до 8,1 млн тонн ежегодно (в прошлом году произведено 5,6 млн тонн). Проект поддержан государством – на развитие сопутствующей инфраструктуры из госбюджета запланировано свыше 1,5 млрд руб. Средства предусмотрены в том числе на удлинение приёмо-отправочных путей станции погрузки Чегдомын.

Активно переключаются на внешние поставки сахалинские угольщики. В частности, ООО «Горняк-1», помимо освоения месторождений, развивает порт Невельск, часть территории которого взята в аренду. По словам мэра портового города Владимира Пака, сегодня через его причалы отгружается уголь, добытый компанией не только в Невельском, но и в Смирныховском районе Сахалина, – его привозят по железной дороге.

В ОАО «Евраз Находкинский морской торговый порт» (НМТП) сообщили о том, что на своём угольном терминале в этом году уже на 17% увеличили среднесуточную выгрузку. По словам управляющего директора «Евраз НМТП» Вячеслава Сараева, по итогам января выгружалось по 210 вагонов в сутки, в дальнейшем компания думает выйти на обработку 250 вагонов.

Впрочем, с перевозками угля не всё так безоблачно, предупреждают некоторые стивидоры. Как отметил управляющий директор ОАО «Торговый порт Посьет» Валерий Балакин, сейчас мировой угольный рынок переживает сложные времена, закупки со стороны Китая как главного потребителя топлива сокращаются. Поэтому стивидорным компаниям чрезвычайно важно диверсифицировать клиентскую базу и расширить географию экспорта.

Миллионы под объём

Развитие железнодорожных подходов к портовым зонам не теряет своей актуальности. Например, сегодня стабильный рост грузопотока наблюдается в адрес получателей Находкинского узла (в январе стивидоры порта Восточный увеличили грузооборот на 1,6% к прошлому году, Находки – на 10%). Между тем основная проблема в пропуске вагонопотоков на этом направлении кроется в ограниченной пропускной способности станции Смоляниново.

Как проинформировали в Дальневосточной дирекции управления движением, за счёт таких технологических решений, как смена тяги с трёх- на четырёхсекционные электровозы (к Находке путь идёт по перевальным участкам) ещё до станции Смоляниново, стало возможно увеличить пропуск с 43 до 50 чётных поездов. Правда, и этого сегодня недостаточно, поэтому в текущем году стартует реконструкция станции. По программе развития Восточного полигона до 2020 года на эти цели запланировано 2,2 млрд руб., в том числе на 2016-й – 354,2 млн руб.

Для ликвидации лимитирующих участков по хозяйству электроснабжения в предстоящий сезон продолжится обновление контактной сети на участке Лондоко – Бира, а также на станциях Баневурово и Красноармейский. Планируется начать ремонт тяговых подстанций Ядрин, Анисимовка, Фридман, Смоляниново, Партизанск и закончить перевооружение подстанции Тарманчукан, сообщили в Дальневосточной дирекции инфраструктуры. Кроме того, предусмотрены работы по замене несущего троса на перегонах Звеньевой – Бурлит, Бойцово – Бикин, Каменушка – Розенгартовка, Дубининский – Уссурийск, Мучная – Кнорринг, Озерная Падь – Новошахтинская, Свиягино – Спасск-Дальний, Шмаковка – Кабарга. Всего на капитальном ремонте объектов энергетики предполагается освоить более 306 млн руб.

Стоит сказать, что для обеспечения возрастающего грузопотока в направлении тихоокеанских портов на Дальневосточную дорогу с Восточно-Сибирской планируется передислоцировать 10 односекционных локомотивов Э5К «Ермак». На сегодняшний день весь электровозный парк ДВЖД состоит из локомотивов этой серии, что уже положительно сказалось на выполнении эксплуатационных показателей, позволило специализировать ремонтную базу. Сегодня к локомотивным депо Дальневосточной дирекции тяги приписано 329 «Ермаков».

Гудок