14.07.09

Бездымный шорох

Российские и европейские таможенники стали активно бороться с контрабандой сигарет. Если контрабандисты не перегруппируются, Европа потеряет 20% табака

С 1 июля на мосту «Дружба», соединяющем российский Ивангород с эстонской Нарвой, почти нет людей. Эстония запретила ввозить на свою территорию больше двух пачек сигарет, и бизнес так называемых пешеходов умер. А в Ивангороде почти все «пешеходы». Одновременно ужесточились проверки и на российской стороне. Теперь все таможни России должны с помощью специальных сканеров проверять любой похожий на табак товар, выезжающий из страны.

Международные табачные корпорации давно боролись за введение нового таможенного барьера. Не исключено, что его приурочили к заседанию комиссии ВОЗ по борьбе с табаком в начале июля. Получилось так, что российская делегация приехала в Женеву не с пустыми руками.

Зато теперь пустые карманы у жителей Ивангорода. Советник губернатора Ленинградской области Валентин Сидорин рассказал Newsweek, что в городе уже отмечается снижение уровня жизни. Пачку, которая стоит в России 15–20 рублей, в Эстонии продают за 30–50 крон (это 75–125 рублей). А контрабандисты - вдвое дешевле, получая по 20–40 рублей с пачки. Так из России ежегодно вывозят не менее полумиллиарда пачек сигарет. До 20% сигарет в Германии, Польше и Великобритании - контрабанда, в основном из России и Украины. В Прибалтике «серых» сигарет еще больше - до 40%.

ИГРА В ПРЯТКИ

«Пешеходы» занимались контрабандой, но с формальной точки зрения все было по закону: просто носили за границу пачку за пачкой. Теперь этот бизнес приказал долго жить, но у контрабандистов остались другие варианты, правда, рискованные. Первый - спрятать большую партию сигарет в автомобиле. По данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), такие машины ловят примерно раз в неделю. Сигареты - чаще всего до пяти коробок - прячут под обшивкой салона или среди груза в фуре.

Второй способ - контрабандные тропы между Ивангородом и Эстонией. По этим каналам уже много лет переправляют алкоголь, сигареты, наркотики и нелегалов. В СЗТУ рассказывают, что раньше на этом маршруте доля табака составляла 15%, и прогнозируют, что теперь она вырастет вдвое.

Третий способ пока существует только в теории: переправлять сигареты в пассажирских автобусах. Как рассказали Newsweek в профсоюзе транспортных рабочих Эстонии, работодатели уже предупредили занятых на российском направлении водителей, что если они будут провозить сигареты или алкоголь, уволят с волчьим билетом. Эстонские водители рисковать не станут, убеждены собеседники в профсоюзе. Но это не значит, что их российским коллегам не хватит храбрости.

Но мелкий бизнес с рынка табачной контрабанды будет полностью вытеснен. Для эстонских приграничных магазинчиков это смерти подобно. Когда в Нарве открылись большие супермаркеты, для многих мелких магазинов российские сигареты остались едва ли не единственным источником дохода.

ПО-КРУПНОМУ

Для европейских скупщиков российских сигарет есть еще одна плохая новость: таможня стала бороться и с крупными контрабандистами. Они заказывали партии сигарет на легальных российских заводах, чаще всего в Петербурге. Эти сигареты производились без акцизных марок и шли мимо налоговых органов. Заказ небольшими партиями перебрасывали к эстонской границе. На окраине Кингисеппа формировали автопоезд: 3–4 фуры с контрабандой. Знакомый с ситуацией источник, попросивший не указывать его место работы, рассказывает, что водители договариваются с таможенниками, а потом тянут жребий - одна из машин автопоезда идет на заклание.

Для водителя серьезных последствий нет: он говорит, что его наняли уже после погрузки товара. Водителя отпускают, конфискованные машину и товар выставляют на торги. Владелец же машины и товара - по документам фирма-однодневка, зарегистрированная на подставных лиц. В российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков говорят, что с этой схемой успешно борются и за последние несколько месяцев таких однодневок стало намного меньше.

Зато их стало больше с прибалтийской стороны. Мелкие фирмы, которые и до кризиса едва сводили концы с концами, вынуждены браться за рискованные грузы. Но пересекать границу в Ивангороде им теперь крайне сложно. С 1 июля таможни обязаны проверять любой похожий на табак груз с помощью инспекционно-досмотровых комплексов. ИДК - это гигантский рентген, через который можно пропускать фуры.

Обычный досмотр грузовика занимает пять часов, а через ИДК он проезжает за десять минут. Правда, таких комплексов пока мало. На Северо-Западной таможне через них проходит всего 1% грузов. Как правило, эти комплексы используют для контроля импорта, но их можно легко переориентировать и на экспорт, говорит Валерий Глыздов, юрист таможенного брокера СТМ. Если сконцентрироваться на одном направлении, например, на Ивангороде, можно полностью перекрыть контрабандные поставки через этот канал.

Но перевозчики найдут другие пути, уверены эксперты. Самый очевидный - через Пыталовский район Псковской области, который граничит с Латвией. Антикризисные планы правительства Латвии предусматривают сокращение пограничников и полицейских. «Будут везти и через Белоруссию, и через Украину, - говорит Глыздов. - Пока у нас пачка хороших сигарет стоит ?1, а в Европе - минимум ?4, это выгодно».

ДАЛЬШЕ И ДОРОЖЕ

Прибалтика - не конечный адресат российской контрабанды. Чем дальше в Европу удастся доставить товар, тем выше и прибыль. Контрабандисты сдают товар за 50–60% от легальной розничной цены. Если в Латвии пачка сигарет премиум-класса стоит ?1,7, то в Польше - уже ?2,7, а в Германии - почти ?5.

Выгоднее всего везти груз на британские острова. Там пачка стоит ?6,3. Микроавтобус с контрабандными сигаретами, доехавший до Великобритании, приносит владельцу около $80 000, фура - больше $1,5 млн. Часть этих денег идет на взятки, но игра стоит свеч. По некоторым оценкам, доходы российских сигаретных контрабандистов достигают $1 млрд в год.

В Венгрии, например, отлично продаются не только Marlboro российского производства, но даже «Прима». С посредниками, которые распространяют нелегальные блоки, связаться практически невозможно. Известно, что после пересечения границы контрафакт сгружают в тайные склады в пограничных деревнях. Затем их развозят по стране или переправляют дальше. 80% сигарет, которые завозятся в Венгрию, - транзитный товар.

Россия - не единственный поставщик контрабанды табака в Европе. Польские пограничники говорят, что крупнейший канал поставок нелегального табака находится на таможне Белосток - это на границе Польши, Литвы и Белоруссии. Этим маршрутом следует не только российская, но и белорусская контрабанда. Еще один маршрут - пункт пропуска Перемышль на границе Польши с Украиной. Но там везти товар опаснее. «У нас работают устройства типа российских ИДК. Кроме того, мы активно используем собак», - говорит представитель таможни Эдита Чабовска.

Впрочем, поляки и сами активно возят контрабанду, например, в ту же Великобританию. В этом году компании British American Tobacco (BAT) даже пришлось запустить в Польше систему track-and-trace: на блок сигарет наносят специальные коды, которые потом считывают на оптовых складах, и таким образом появляется возможность проследить маршрут. Теперь в BAT надеются сократить нелегальные поставки при поддержке британской таможни. О своей готовности сотрудничать с таможенниками говорят и в Japan Tobacco.

Нелегальная торговля табачными изделиями ежегодно обходится мировой экономике в $20–40 млрд неуплаченных налогов. «В сумме производители теряют в год около $5 млрд, BAT - около $1,5 млрд», - говорит директор по корпоративным отношениям «BAT Россия» Александр Лютый. С одной стороны, контрабандисты обеспечивают дополнительными заказами российские и украинские фабрики. С другой - соответственно, меньше становится заказов у табачных заводов в Европе. А международным табачным компаниям выгоднее производить сигареты там, где пачка стоит не ?1, а ?5.

Русский Newsweek; 14.07.09