10.04.25

​Балтика раскрывает потенциал

Удобрения, контейнеры и зерно — три основных драйвера развития портов Балтики на ближайшие несколько лет. К такому мнению пришли участники конференции «Экспортный потенциал портов Балтики». При этом мощности портов, расположенных в Ленинградской области, соответствуют будущим планам грузоотправителей и превышают провозные способности железной дороги.

По данным заместителя председателя правительства Ленинградской области Дмитрия Ялова, по итогам 2024 года Балтийский бассейн (без учета Калининградской области) стал лучшим среди прочих по динамике перевалки, которая везде оказалась отрицательной. На Балтике грузооборот незначительно сократился до 259,2 млн тонн (−0,6%), в то время как в Азово-Черноморском бассейне объемы упали до 275,6 млн тонн (−5,4%), на Дальнем Востоке — до 236,5 млн тонн (−1%), а в Арктике — до 93 млн тонн (−5,2%).

Существенно, что около 138 млн тонн грузов Северо-Западного региона поступает в порты по железной дороге, из них основная доля грузов приходится на уголь (за год падение 5,5% — до 44,5 млн тонн), нефтепродукты, нефть и газ (−7,4%, 37,7 млн тонн), удобрения (+17,5%, 31,6 млн тонн), а также контейнеры (+13,9%, 6,6 млн тонн). При этом дефицит провозной способности железных дорог не позволил операторам портов в полном объеме выполнить планы по перевалке экспортных грузов.

По оценкам правительства региона, к 2030 году железнодорожные перевозки к портам Балтики вырастут на 30 млн тонн и составят 167 млн тонн. Как прогнозируется, это произойдет счет роста экспорта удобрений до 44 млн тонн, контейнерных грузов — до 10,4 млн тонн и зерновых грузов — до 3,7 млн тонн. Рост перевалки угля и нефтегазовых грузов ожидается не столь динамичным.

PortNews