10.05.07

Автомобиль, который не водить, не бросить, не продать

В 2005 году Братской таможней было возбуждено пять уголовных дел по фактам контрабанды импортных легковых автомобилей, в 2006 году уже семь, в текущем 2007-м году возбуждено пока одно дело. Именно «пока», и поэтому желающим приобрести иномарку расслабляться не стоит.

Как сообщил старший оперуполномоченный по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Братской таможни Сергей Истомин, контрабанда автомобилей развита в основном в «европейском направлении». Иномарки из Европы, в том числе и японских производителей, но с левым рулем, считаются престижными, или как сейчас принято говорить – статусными. Стоимость таких автомобилей гораздо выше, чем у «одноклассников» из Японии (низкая цена на «японки» отчасти связана с прогрессивным налогом на стареющие автомобили в стране восходящего солнца). Пошлина на ввоз импортных автомобилей составляет 30% от стоимости, что при цене автомобиля в 2-5 миллионов рублей (а в прошлом году именно эти суммы фигурировали в делах о контрабанде) составляет приличную сумму.

Покупатели таких автомобилей, как правило, даже и не догадываются о том, что автомобиль ввезен контрабандой. Схемы ввоза достаточно просты: от контейнеров с декларированной якобы «мебелью» или фурах до оформления иностранным продавцом временного въезда на территорию России с последующей продажей автомобиля по поддельным документам. ПТС такого автомобиля либо поддельная, либо выполнена на похищенном из соответствующих учреждений бланке. Например, в Республике Коми такие бланки были похищены из ГИБДД, чтобы скрыть следы, преступники подожгли здание, в котором находилось учреждение.

Несмотря на то что покупатель не является подозреваемым, он не имеет права совершать какие-либо операции (продажу, обмен, дарение) и эксплуатировать автомобиль, пока не будет раскрыто уголовное дело и уплачена таможенная пошлина. Впрочем, владелец может уплатить эту пошлину самостоятельно (если захочет), но в этом случае он получает право лишь на эксплуатацию автомобиля, который теперь становится просто вещественным доказательством, которое также нельзя продавать или менять.

Надеяться на скорейшее расследование и судебное решение по подобному уголовному делу – не утомительное занятие для долгожителей. Подобные уголовные дела собирают по несколько десятков фигурантов из множества регионов страны, а иногда и стран СНГ. Контрабандисты профессионально осторожны, и порой покупатель приобретает дорогую иномарку, по документам, у обыкновенного бомжа, с которого взять абсолютно нечего.

Впрочем, надо отметить, что никаких особых секретов по определению контрабандного автомобиля нет. Если при покупке автомобиля у вас возникло хоть малейшее сомнение (хотя иногда не стоит дожидаться пробуждения внутреннего голоса, достаточно запомнить, что лишняя проверка никогда не помешает) в законности сделки, зайдите в ближайшую таможню и попросите сверить VIN-номер автомобиля с единой, всероссийской базой данных, и вопросы отпадут сами собой. Если такого номера в базе нет, значит автомобиль не прошел таможенного оформления, и стоит отказаться от покупки. Особенно это актуально, если автомобиль покупается в другом городе, например, два из прошлогодних контрабандных были приобретены на авторынке в Иркутске. Таможни существуют практически во всех более-менее крупных городах. Окончательно обезопасить себя можно, приобретая иномарку в автосалонах, являющихся дилерами производителей.

Константин Грачев Пресс-служба Братской таможни 10.05.07