27.03.14

Андрей Бельянинов: Любые проекты в Крыму обречены на успех

Три дня с рабочей поездкой в Крыму находился глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Он, как и другие руководители федеральных органов исполнительной власти, прибыл на полуостров, чтобы непосредственно на месте организовать работу территориальных подразделений. Об итогах этой поездки, а также о том, что даст экономике России расширение...

ее таможенной границы, он рассказал в интервью агентству Крыминформ.

- Андрей Юрьевич, за три дня вы объехали большую часть полуострова, включая Севастополь. Какие впечатления о работе таможенных органов здесь?
Удастся ли оперативно организовать работу таможни в Крыму на должном уровне?

- Я два раза встречался с премьером Крыма (Сергеем Аксеновым - Ред.). Очень харизматичный, практичный человек, лидер во всех отношениях. Я думаю, что здесь любые проекты, что называется, обречены на успех. Сомнений никаких нет.

Что касается организации работы таможни, то эта работа уже ведется.Таможня работает - как Севастопольская, так и Крымская. Есть, безусловно, много вопросов как организационного плана, так и содержательного.Таможня ведь не может работать отдельно от банковской системы, от налоговой службы, от экономического развития. От министерства промышленности, которое, как я узнал, буквально только что создано.

Мы подготовили новое организационно-штатное расписание двух таможен.

Сейчас будем выходить в самые кратчайшие сроки на принятие формальных документов по созданию Севастопольской и Крымской таможен - таможен прямого подчинения. Нужно заканчивать процедуру выдачи российских паспортов таможенникам, которые изъявили желание работать в российской таможне. - Много было не согласившихся? - По-моему, только несколько человек отказалось. Они хотят сохранить гражданство Украины. Это их выбор, который мы уважаем. Самое, наверное, новое на сегодня для всех - это организация таможенного оформления на вновь созданной границе - на Перекопе. Два новых таможенных пункта, кстати, весьма загруженными оказались - на перекопском 2 тыс. машин и на соседнем 2,5 тыс. машин в сутки. Это серьезный объем. И нужно, чтобы мы достойно несли таможенную службу и не в ущерб экономическим интересам Российской Федерации.

Большой товарооборот, его надо будет обслуживать очень грамотно и четко. Морских портов в Крымской таможне восемь, еще один - в Севастополе. Сейчас мы убрали таможенное оформление на участке "Порт "Кавказ" - Керчь", так как это уже внутренняя территория Российской Федерации. Встреча с бизнесом у меня также состоялась.

Вопросы были не столько неприятные, сколько нестандартные и непрогнозируемые. Сложновато было на них с ходу ответить, потому что сейчас в Крыму меняется не просто законодательство региона, а меняется просто жизненный уклад. Мы говорили, например, о "длинных" контрактах, а ведь все такие контракты перешли через создание республики Крым в составе Российской Федерации и их регулирование уже переходит в сферу российского законодательства. Много вопросов, нуждающихся в очень серьезном внимании и, главное, исполнении с нашей стороны. Ни одна просьба, ни один вопрос не должны остаться без ответа.

Почти все придется решать пока в "ручном режиме". И это при том, что круг проблем, с которыми сталкиваются местные предприниматели, выходит далеко за рамки таможенного оформления. Но что касается нас, то мы уверены, что справимся с поставленными задачами. Видим перспективы развития таможенной службы России в Крыму. Уверен, что все будет очень достойно.

- Бизнес интересуется, как долго продлится переходный период? Когда можно будет говорить, что таможня в Крыму работает точно так же, как и во всей остальной России?

- Мне думается, что максимум - через месяц. То, что касается собственно процедуры таможенного оформления, этот вопрос должен решиться в течение буквально нескольких дней. Я хотел бы отметить очень активную позицию комиссии по бюджету заксобрания Крыма. Там очень эрудированные, грамотные люди, работающие с бизнесом. Вижу в них своих помощников. Так же, как вижу помощников во всех участниках внешнэкономической деятельности, которые будут работать с таможней. Воспринимаю их как коллег. Мы сделаем два общественно-консультативных совета при главах Севастопольской и Крымской таможен. Думаю, что многочисленные вопросы будут решаться в результате такого взаимодействия. Причем на первое время речь идет о ежедневном общении. - Какой дополнительный доход российский бюджет может получить от крымских таможен? Понятно, что сейчас есть определенный спад, но если говорить о перспективе? И как может измениться география внешнеторгового товарооборота России, благодаря Крыму? - Товарооборот, который раньше обслуживала крымская таможня, был достаточно большой в значительной степени за счет товарооборота с Российской Федерацией. Он сейчас из-под администрирования ушел. Спад объективен. Также спад наблюдается и с другими участниками внешнеэкономической деятельности, которые смотрят на то, как развивается политическая ситуация в регионе. То, что Крым российский и не будет уже ничьим иным - это совершенно очевидно. Поэтому это лишь вопрос времени, когда будет восстановлен прежний товарооборот. Я уверен, что появятся и новые партнеры хотя бы за счет того, что большое количество морских портов пришло к нам вместе с Крымом, в том числе два глубоководных порта - Севастополь и Евпатория. Ну и поскольку Крым - традиционно туристический регион, то любой туристический поток, который сюда придет, нам нужно будет достойно обслужить. Конкретных цифр пока сказать не могу. Ситуация меняется, как в калейдоскопе, ежедневно. Давайте месяц проживем, чтобы выдать какой-то ориентировочный прогноз. Но то, что таможня будет по меньшей мере сама себя окупать, - это совершенно очевидно. И обязательно даст доход в бюджет. Вопрос только во времени и в объемах. - Не могу не спросить о динамике товарооборота с Украиной. В январе таможня фиксировала значительное снижение импорта с Украины. Рост экспорта был нулевым.

Какая сейчас динамика и как, по вашему мнению, будет развиваться российско-украинская торговля в ближайшее время?

- В условиях, когда в течение суток-двух принимаются иногда диаметрально противоположные решения, сложно что-либо прогнозировать. Думаю, что при таком подходе лучше не будет. Необходима стабильность в отношениях (между странами - Ред.), и таможенное оформление должно быть стабильным. А когда сегодня вводятся визы, завтра отменяются, а потом вводятся ограничения на ввоз-вывоз тех или иных товаров - это плодотворно не может сказаться на нашем товарообороте. Слишком велико проникновение одной экономики в другую. И все эти "шараханья" не очень полезны для экономик обеих стран. - Киев, оставив в Крыму тогда еще своих, украинских таможенников, все до копейки вывел со счетов таможни, оставив сотрудников без зарплат.

Как будет решаться эта проблема?

- Во время моих встреч с руководством Крыма и Севастополя мы договорились о том, чтобы безусловно выплатить зарплату сотрудникам обеих таможен. Сейчас пока - за счет бюджетов (этих - Ред.) субъектов РФ. Что касается уровня оплаты труда, то замечу, что размер зарплат в российской таможне в 2-3 раза больше, чем в таможне Украины. Думаю, что для наших сотрудников это будет ощутимый рост. Почти никто не захотел уволиться из таможенных органов в Крыму. И что радует - у людей горят глаза, есть желание обучаться. Мы для этого сейчас сюда присылаем две группы преподавателей Российской таможенной академии и часть руководящего состава (из Крыма - Ред.) будет откомандирована в центральный аппарат (ФТС) для проведения своеобразной стажировки. Учитывая, что сейчас объективно небольшая деловая активность в связи с переходным периодом, нам нужно это с толком использовать как раз для обучения сотрудников обеих таможен.

Крым Вечерний