24.10.05

25 октября День таможенника Российской Федерации

25 октября 2005 года таможенники Российской Федерации в одиннадцатый раз отмечают свой профессиональный праздник. Установив его в 1995 году, государство тем самым признало значимость профессии таможенника, вклад таможенной службы в социально-экономическое развитие страны. Техническое оснащение на уровне требований времени, энергичное внедрение новейших информационных технологий, наличие соответствующей международным стандартам законодательной базы, квалифицированный персонал все это дает основание считать таможню надежной опорой российского государства. Современная таможня как институт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности существует чуть менее полутора десятка лет. 25 октября 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Государственного таможенного комитета. С 1 июля 2004 г. ГТК РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу, и сегодня можно подвести некоторые итоги работы в новом статусе.

Несмотря на определенные сложности, таможенным органам удалось и в текущем году сохранить стабильность на всех направлениях деятельности. За 9 месяцев 2005 г. в доход государства перечислено 1,5 трлн. рублей, или 150% от установленного на 2005 г. задания. Ежедневно в доход бюджета перечисляется более 270 млн. долларов. (Для сравнения: за весь 2004 г. таможенные поступления в бюджет составили более 1,2 трлн. рублей. Каждый рубль, вложенный в развитие системы дал отдачу в 67 рублей, вклад от работы каждого таможенника составил в прошлом году 19,2 млн. рублей).

Эти результаты достигнуты не только за счет роста внешнеторгового оборота и высоких цен на нефть. Они стали результатом целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками, пост-аудиту.

В текущем году изменились приоритеты в деятельности таможенной службы. Помимо наполнения федерального бюджета (на долю таможенных платежей приходится почти 45% его доходной части), на первый план выдвинулось создание благоприятных условий внешнеэкономической деятельности для добросовестных участников ВЭД, а также решение важнейшей задачи, сформулированной в ежегодном Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию. Приоритетом в деятельности таможенных органов он назвал проверку исполнения таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов. Постановка такой задачи потребовала от таможни изменения подходов к организации своей деятельности и нового взгляда на состояние законности в сфере таможенных правоотношений.

Защита экономической безопасности государства, борьба с контрабандой, незаконным перемещением наркотиков, оружия, культурных ценностей остается одной из важнейших задач таможни. За год, прошедший с момента образования ФТС России, количественные и качественные показатели правоохранительной деятельности таможенных органов заметно выросли. Так, в I полугодии 2005 г. по сравнению с тем же периодом 2004 г. на 33% увеличилось количество возбужденных уголовных дел, в 3 раза возросла сумма наложенных наказаний по делам об административных правонарушениях. За 9 месяцев 2005 г. возбуждено 2424 уголовных дела, стоимость незаконно перемещенных товаров, явившихся предметом контрабанды, составила 4,5 млрд. рублей. Недобросовестные коммерсанты пытались уклониться от уплаты 1,7 млрд. рублей. За этот же период возбуждено 47,4 тысячи дел об административных правонарушениях, назначено наказаний на 10,2 млрд. рублей.

В условиях значительной либерализации внешнеэкономического законодательства особую значимость приобретают оперативно-розыскные методы работы, направленные на получение достоверной упреждающей информации о попытках противоправных действий. В настоящее время до 70% преступлений во внешнеэкономической сфере выявляется в результате оперативно-розыскной деятельности (в 2003 г. 54%).

За 9 месяцев 2005 г. таможенными органами Российской Федерации пресечено 1022 попытки контрабанды наркотиков, при этом из незаконного оборота изъято более 4,5т наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 733 кг героина, 2,6 т марихуаны, 134 кг опия, 70 кг кокаина.

В результате межведомственных специальных операций изъято 15,5 кг взрывчатых веществ, около 1000 единиц боеприпасов, 32 предмета, относящихся к военной технике и вооружению.

Перекрывая каналы нелегального ввоза в Россию запрещенных и опасных предметов, методично и системно работая над ликвидацией разного рода противоправных схем импорта промышленных и потребительских товаров, таможня вместе с тем в сотрудничестве с добропорядочным бизнесом работает над созданием более благоприятных условий для внешней торговли, содействует росту инвестиционной привлекательности российского рынка.

В качестве реальных действий по облегчению и упрощению таможенных процедур для законопослушных участников ВЭД можно назвать начало применения на практике ст. 68 ТК РФ, предусматривающей временное хранение товаров на складе импортера; возможность подачи неполной или неполной периодической таможенной декларации; декларирование товаров, находящихся на складе импортера с подачей периодической таможенной декларации; выпуск товаров до подачи декларации. С апреля 2005 г., когда вступил в силу соответствующий приказ, по октябрь 2005 г. издано 73 распоряжения ФТС России об установлении для отдельных участников ВЭД специальных упрощенных процедур.

В 2005 г. стала интенсивно внедряться система электронного декларирования. Из стадии эксперимента и отдельного точечного применения она вышла на уровень широкого распространения. Если к концу прошлого года немногим более 10 таможенных постов могли совершать операции с применением системы электронного декларирования, то сегодня таких постов 57, к концу года их будет 60. Причем речь идет не только о Москве и Московской области, но обо всех регионах России.

Продолжают развиваться проекты Калининградский транзит и Зеленый коридор . Достигнута договоренность о включении в сферу применения Калининградского транзита таможенных органов Белоруссии, а к проекту Зеленый коридор готовятся присоединиться российские компании (в настоящее время преимуществами этого проекта пользуются шведские и финляндские фирмы).

Интенсивно растущий внешнеторговый товарооборот России, применение глобальных технологий движения товаров и, с другой стороны, не уменьшающаяся угроза международного терроризма предопределяет внедрение принципиально новых принципов таможенного контроля, основными элементами которого должно стать предварительное информирование и система управления рисками. Внедрение института предварительного информирования, когда информация о грузах передается от таможни страны-экспортера в таможню страны-импортера, позволяет свести к минимуму время, необходимое для выполнения таможенных формальностей. В 2005 г. данному направлению работы уделялось постоянное внимание, начат ряд экспериментов на северо-западной границе РФ. В октябре 2005 г. подписано соглашение с таможенной службой Казахстана о предоставлении предварительной информации. Эксперты двух стран прорабатывают вопрос о составе передаваемой информации и регламенте обмена. Принципиальная договоренность о предварительном информировании достигнута с таможенной службой Украины. Интенсивные переговоры на эту тему ведутся с другими странами-партнерами России.

Внедрение института предварительного информирования неразрывно связано с применением системы управления рисками (СУР). Это совершенно новое направление работы российской таможенной службы, которое применяется на практике менее полутора лет. (Современные системы СУР в Европе работают уже более 10 лет, в США 25 лет). К настоящему времени сформирована правовая база СУР, наработан первый опыт. Ключевым механизмом СУР являются профили риска, формирующие так называемый красный сектор таможенного контроля. В рамках СУР проводится работа и по созданию зеленого сектора участников ВЭД, в отношении которых таможенный контроль проводится не в полном объеме. Начало этой работе положил приказ ФТС России от 04.05.2005 409, которым утверждена соответствующая технология.

Все более важное значение приобретает работа таможни по защите прав интеллектуальной собственности. Правовые основы для этого возникли лишь в 2004 г., когда вступил в силу новый Таможенный кодекс РФ. Сегодня в Реестре объектов интеллектуальной собственности, который ведет ФТС России, содержатся более 510 товарных знаков. Если за весь 2004 г. было заведено 154 дела, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, то в I полугодии 2005 г. 158, т.е. количество дел возросло почти вдвое. Эффективность таможенной защиты товарных знаков подтверждает рынок: по знакам, включенным в Реестр, практически прекращаются несанкционированные поставки товаров. Это связано как с эффективной деятельностью таможенных органов, так и с профилактическим эффектом Реестра: потенциальные правонарушители, зная, что тот или иной знак включен в Реестр и к нему будет привлечено пристальное внимание таможенников, опасаются нарушать права собственника. Деятельность таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности высоко оценивают сами правообладатели, обратившиеся в ФТС России за защитой своих прав.

Продолжается работа по созданию таможенной инфраструктуры и оснащению таможенных органов современной техникой. Применение таможенными органами технических средств контроля играет большую роль в решении поставленных перед ними задач по обеспечению экономической безопасности России. Поэтому вопросам оснащения современными средствами контроля, связи, сбора и передачи информации, поиска и досмотра, обнаружения металла, взрывчатых веществ, оружия, наркотиков уделяется постоянное внимание. В 2005 г. в таможенные органы поставлено в общей сложности 140 комплектов современных технических средств контроля, таких как системы Взгляд для визуального обследования труднодоступных мест, Ватсон , для рентгеновского сканирования скрытых полостей, Дельта для идентификации драгоценных металлов и камней, Зоркий для идентификации и выявления фальсификации номеров агрегатов транспортных средств, технический видеоскоп Крот и другие. Возобновлено строительство последнего из шести специализированных морских таможенных катеров серии Меркурий . Ставка на предварительное информирование и электронное декларирование означает усиление контроля безопасности на границе. Для проведения всеобъемлющего физического контроля крупногабаритных грузов, транспортных средств и контейнеров необходимо оснащение пунктов пропуска специальной аппаратурой инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК). Сейчас монтируется первый в России ИДК на границе с Украиной, в пункте пропуска Троебортное Брянской таможни. К концу года он должен быть введен в эксплуатацию. Строительство еще 17 ИДК запланировано ФЦП Государственная граница . Начаты работы по оснащению ИДК пунктов пропуска Торфяновка , Брусничное , Бурачки Северо-Западного таможенного управления. Впоследствии ИДК планируется объединить в единую систему, интегрированную в информационное поле таможенной службы.

Российская таможня на деле подтверждает свою готовность поддерживать законопослушных и прозрачных участников внешнеэкономической деятельности. Тем же, кто предпочитает оставаться в теневой зоне российской внешнеэкономической жизни, таможня показывает красный свет , выполняя тем самым требование президента обеспечивать выполнение таможенного законодательства. Но это требование относится не только к бизнесу, но и к самим таможенникам. На заседании Коллегии ФТС России укрепление законности в правоприменительной практике определено в качестве приоритетной задачи таможенных органов Российской Федерации. Руководство ФТС России надеется переломить практику подмены правовых методов работы мерами административного давления, какими бы благими целями такие меры не были продиктованы.

Пресс-служба ФТС РФ 24.10.2005