Распоряжение ФТС РФ № 388-р от 2006-11-14 00:00:00

Об утверждении методических рекомендаций по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, Находящихся в ведении ФТС России,при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В целях совершенствования организации проведения аварийно спасательных работ и жизнеобеспечения должностных лиц и работнике! таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенной характера, ведении военных действий или вследствие этих действий, и в< исполнение приказа ФТС России от 29 декабря 2006 г. № 1404 "Об утвержден!-" плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах таможенных органов учреждений, находящихся в ведении ФТС России, на 2007 год" обязываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по применению действиям нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - методические рекомендации).
2. Начальников региональных таможенных управлений, таможен руководителей учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при применении нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) руководствоваться настоящими методическими рекомендациями. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Первый заместитель руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы
В.М.Малинин

Приложение
к распоряжению ФТС России
от 14 ноября 2007 № 388-р

Методические рекомендации
по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Настоящие методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом Методических рекомендаций по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанных МЧС России в 2005 году.
Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий - все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от угроз терроризма, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.
Совершенствование сил гражданской обороны должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.
В решении комплекса указанных задач важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям.
Количество нештатных аварийно-спасательных формирований может быть меньше, чем было гражданских организаций гражданской обороны, но они должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.

1. Общие положения
Нештатные аварийно-спасательные формирования таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), представляют собой самостоятельные структуры* созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2006 г., per. № 7383).
Нештатные аварийно-спасательные формирования таможенных органов создаются с учетом схем организации, создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1 к Методическим рекомендациям по созданию, подготовке, оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, утвержденным распоряжением ФТС России от 5 сентября 2007 г. № 296-р).
Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение должностных лиц и работников таможенного органа, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
санитарная обработка должностных лиц и работников таможенного органа, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения должностных лиц и работников таможенного органа;
обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, медицинского, автотранспортного обеспечения.
При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности имеющихся в таможенном органе ремонтных, автомобильных, медицинских и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7 - 10% от штатной численности должностных лиц и работников таможенного органа.
Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.

2. Управление формированиями
Управление формированиями заключается в целенаправленной деятельности их командиров (начальников) по поддержанию готовности формирований и руководству ими при выполнении поставленных задач.
Управление формированиями включает:
поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава формирований и его постоянной готовности к действиям;
непрерывные сбор, изучение и анализ данных обстановки, своевременное принятие решений и доведение задач до подчиненных;
организацию и непрерывное поддержание взаимодействия;
подготовку формирований к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организацию и своевременное осуществление мероприятий по всестороннему обеспечению действий формирований;
постоянный контроль за выполнением формированиями поставленных задач и оказание им помощи.
Управление должно обеспечить высокую степень подготовки формирования и своевременное приведение его в готовность, высокую организованность при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнение поставленной задачи в установленные сроки.
В формированиях численностью личного состава от 25 человек и более рекомендуется создавать органы управления (группу или звено управления, штаб).
Основой управления является решение командира.
Управление должно быть устойчивым, непрерывным и оперативным. Это достигается высоким уровнем подготовки командира (начальника) и органов управления формирования, постоянным знанием обстановки, быстрым реагированием на ее изменения, своевременным принятием решений и быстрым доведением задач до подчиненных, настойчивым проведением в жизнь принятого решения и своевременным его уточнением, своевременным развертыванием пунктов управления, организацией устойчивой связи и восстановлением нарушенного управления.
Командир несет полную ответственность за готовность, подготовку и управление подчиненного ему формирования и успешное выполнение им задач в установленное время в любых условиях обстановки. Это требует от него высокого уровня личной подготовки и организаторской работы, знания поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия и основ организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, умения быстро и правильно оценивать обстановку, принимать решения и настойчиво проводить их в жизнь, определять меры, обеспечивающие успешное выполнение задач, ставить задачи подчиненному формированию, своевременно организовывать взаимодействие и добиваться выполнения поставленных задач.
Неполнота данных об обстановке не освобождает командира от ответственности за несвоевременное принятие решения.
Орган управления формирования организует свою работу на основе решений, приказов и указаний командира, а также распоряжений вышестоящих начальников. Работа органа управления формирования должна отличаться творчеством, высокой организованностью и оперативностью.
Орган управления формирования должен:
постоянно знать состояние формирования и совместно со структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны таможенного органа, разрабатывать план приведения формирования в готовность;
организовывать разведку, собирать, изучать и обобщать данные об обстановке, докладывать их командиру формирования, старшему начальнику и доводить до подчиненных, взаимодействующих формирований;
знать возможности, положение подчиненных и приданных формирований;
готовить командиру расчеты и предложения по выполнению поставленной задачи, использованию своего формирования и средств усиления;
организовывать материальное, техническое, медицинское и другие виды обеспечения формирования;
вести учет личного состава, техники, автотранспорта и других материальных средств, а также суммарный учет доз облучения за каждое подразделение формирования;
своевременно доводить распоряжения командира и задачи до подчиненных и контролировать их выполнение;
своевременно развертывать пункт управления и организовывать связь в соответствии с решением командира.
В формировании, где нет органа управления, вышеперечисленные задачи выполняет командир формирования.
Порядок работы командира и органа управления формирования по организации выполнения поставленных задач зависит от условий обстановки. характера задачи, поставленной старшим начальником, и наличия времени.
Получив задачу, командир формирования уясняет ее, оценивает обстановку. принимает решение, отдает устный приказ, организует взаимодействие, обеспечение и подготовку формирования к выполнению задачи.
Во всех случаях командир и орган управления формирования все мероприятия по организации выполнения поставленных задач должны проводить так, чтобы предоставить подчиненным максимум времени для подготовки к предстоящим действиям.
Уясняя задачу, командир должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего начальника, место и роль своего формирования при выполнении общей задачи, задачи соседних формирований и порядок взаимодействия с ними, а также сроки выполнения задачи.
Одновременно командир дает указания органу управления по организации разведки, о предварительных распоряжениях, которые следует отдать подчиненным в целях информирования их о предстоящих действиях, а также о подготовке данных, необходимых для принятия решения.
При оценке обстановки анализируются:
характер и объем разрушений на территории таможенного органа, виды предстоящих работ и их объем;
наиболее целесообразные направления выдвижения и ввода формирования в очаг поражения;
радиационная, химическая и бактериологическая обстановка и ее влияние на выполнение задачи;
положение, состояние и обеспеченность своего и приданных формирований и их возможности;
положение, характер действий и задачи соседних формирований;
характер местности и ее влияние на действия формирования, наличие и состояние маршрутов движения к очагам поражения;
влияние погоды, времени года и суток на выполнение задачи.
В результате уяснения задачи и оценки обстановки командир формирования принимает решение, в котором определяет:
замысел действий, какой объем по видам аварийно-спасательных работ необходимо выполнить подчиненным подразделениям и где сосредоточить основные усилия, последовательность выполнения работ, распределение сил и средств усиления;
задачи подчиненного и приданных формирований, способы и сроки их выполнения;
порядок выдвижения в район действий;
порядок взаимодействия;
мероприятия по организации управления и обеспечению.
Командир формирования принимает решение и отдает приказ, используя план таможенного органа, карту или схему.
Решение командира на выполнение поставленных задач оформляется графически на плане (карте) с краткой пояснительной запиской.
Задачи подчиненному и приданным формированиям в зависимости от обстановки и наличия времени доводятся приказами и распоряжениями, отдаваемыми лично командиром или через орган управления, а также командами и сигналами.
Приказы и распоряжения излагаются кратко, но не в ущерб их ясности. Их содержание не должно допускать различного толкования, в них включаются только те данные, которые необходимы подчиненным для организации выполнения задач. Распоряжения, передаваемые по средствам связи, должны быть предельно краткими.
Все приказы и распоряжения, отданные командиром формирования устно, должны при первой возможности фиксироваться в письменном виде.
Задачи ставятся в первую очередь тем формированиям, которые решают главные задачи, начинают действовать первыми или которым требуется больше времени на подготовку.
Задачи по разведке, защите от оружия массового поражения и другим видам обеспечения действий формирований доводятся до исполнителей соответствующими распоряжениями и указаниями.
В приказе командир формирования кратко указывает:
оценку обстановки и выводы;
задачи, выполняемые в интересах формирования другими силами, а также какими формированиями предстоит взаимодействовать;
замысел действий, задачи подчиненным подразделениям (командам группам, звеньям), а также приданным формированиям;
места расположения медицинских пунктов, пути и порядок эвакуации пораженных;
время начала и окончания работ, свое местонахождение и заместителя, также другие необходимые данные.
При постановке задач подразделениям, входящим в состав формирование командир указывает:
разведывательным подразделениям - порядок сбора и передачи данных дл. обеспечения предстоящих работ;
спасательным подразделениям - средства усиления, порядок оказании пострадавшим первой медицинской помощи где и какие вскрыть защитные сооружения, места погрузки пораженных на транспорт, места локализации, аварий, маршрут и порядок движения;
подразделениям механизации работ - усиление личным составом, где и какому времени устроить проезды и проходы, обрушить (укрепить) конструкции угрожающие обвалом, где и в каком объеме и к какому времени произвести работы по откопке защитных сооружений (или кому и какие средства придать н. усиление), маршрут и порядок движения;
пожарным подразделениям - объекты и способы локализации и тушении пожара, места развертывания противопожарных средств и забора воды, маршруты и порядок движения;
санитарным подразделениям - место развертывания медпункта, порядок приема, регистрации и сортировки пострадавших по тяжести поражения и объем; медпомощи, порядок подготовки и эвакуации пораженных, места погрузки их н. транспорт, маршрут и порядок движения;
Командир подразделения (поста, звена), входящего в состав формирования получив задачу, должен понять цель предстоящих действий, порядок и срок; выполнения, отдать приказ подчиненным. В приказе командир указывает кратки. сведения об обстановке, задачу подразделения, задачи соседних формирований задачи личному составу, сигналы оповещения, управления и взаимодействие время готовности к выполнению задачи, заместителя.
При постановке задач командир подразделения должен указать каждому подчиненному его место и объем выполняемых работ, меры защиты от поражающих факторов и правила безопасности, порядок наблюдения за сигналами командира и действиями соседних формирований.
3. Действия формирований при угрозе нападения противника
При угрозе нападения противника по распоряжению старшего начальника формирования приводятся в полную готовность.
Полная готовность - это такое состояние формирований, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир.
Об угрозе нападения противника командиры формирований оповещаются структурным подразделением таможенного органа, уполномоченным на решение задач гражданской обороны.
Получив сигнал вызова, командир формирования обязан:
в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;
оповестить личный состав формирования и обеспечить полный его сбор;
организовать выдачу личному составу табельного имущества и контроль за его содержанием, а также произвести подгонку средств индивидуальной защиты;
организовать рассредоточение и укрытие специальной техники, автотранспорта и имущества в месте сбора;
проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри формирования;
доложить о готовности формирования старшему начальнику.
Личный состав формирований об угрозе нападения противника и применении им оружия массового поражения оповещается путем подачи сигналов гражданской обороны.
Командир формирования обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время.
В первую очередь оповещаются командиры подразделений и связные.
Личный состав формирования, получив вызов, немедленно следует к установленному месту сбора и докладывает о прибытии своему командиру.
На месте сбора личный состав получает табельное имущество, проверяет его исправность и подгоняет средства индивидуальной защиты.
Автотранспортная техника, закрепленная за формированием, приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.
После сбора личного состава и приведения его в готовность командир и орган управления формирования обязаны: организовать наблюдение за зараженностью внешней среды в районе расположения таможенного органа; уточнить задачи, место формирования в построении сил таможенного органа; проверить готовность, прежде всего групп (звеньев) связи и разведки, сил и средств, предназначенных для действий в подразделениях обеспечения движения, а также готовность средств оповещения; определить порядок выдвижения подразделений формирования.
Предупреждение формирований об угрозе нападения противника, оповещение о воздушном противнике, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении осуществляет структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, на основе указаний вышестоящих органов управления ГОЧС, а также на основе данных разведки и прогнозирования.
Действующая система оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время предусматривает подачу предупредительного сигнала "Внимание всем!" (звук сирен, прерывистые гудки предприятий), после чего передается речевая информация о конкретной угрозе или чрезвычайной ситуации.
В военное время при воздушной, химической или радиационной опасности после сигнала "Внимание всем!" также следует речевая информация или уточняющий сигнал: "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Радиационная опасность", "Химическая тревога".
Оповещение о воздушном противнике производится сигналом "Воздушная тревога". Сигнал подается передачей установленного текста по радио и телевидению и дублируется прерывистыми производственными гудками и звуковыми сигналами транспортных средств, протяжными звуками электрических и ручных сирен в течение 2-3 минут.
Оповещение формирований о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении производится сигналами "Радиационная опасность" и "Химическая тревога", а о катастрофическом затоплении -соответствующим распоряжением. Сигналы и распоряжения передаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны таможенного органа, по средствам связи и радиотрансляционным сетям с указанием порядка действий формирований.
Сигналы оповещения дублируются в формированиях по техническим средствам связи и с помощью звуковых и светосигнальных средств.
При обнаружении зараженности местности и воздуха в районе действий (расположения) формирования командир самостоятельно принимает решение на подачу установленных сигналов оповещения и защиту личного состава и докладывает об этом старшему начальнику.
По сигналу "Воздушная тревога" личный состав формирований немедленно укрывается в защитных сооружениях. Личный состав, находящийся на открытой местности, укрывается в оврагах, балках, канавах.
Личный состав формирований охраны общественного порядка принимает ^ меры к пресечению паники и совместно с личным составом по обслуживанию убежищ и укрытий поддерживает установленный порядок в защитных сооружениях.
Личный состав формирований по обслуживанию убежищ и укрытий по указанию соответствующих начальников закрывает двери защитных сооружений и прекращает доступ в них людей, поддерживает установленный режим пребывания людей. Все укрывшиеся в защитных сооружениях должны оставаться в них до сигнала "Отбой воздушной тревоги" или до разрешения органов гражданской обороны на выход.
Сигнал "Отбой воздушной тревоги" передается по сохранившимся радиотрансляционным сетям и местным радио- и телевизионным станциям. Кроме того, разрешение на выход из защитных сооружений может быть передано с помощью громкоговорящих установок и других средств. По этому сигналу должностные лица таможенного органа выходят из убежищ и укрытий и продолжают выполнять поставленные задачи.
По сигналу "Радиационная опасность" командиры формирований определяют порядок действий личного состава, проверяют готовность дозиметрических приборов, усиливают радиационное наблюдение, проводят мероприятия по подготовке защитных сооружений и средств индивидуальной защиты к использованию, а также по защите воды, продовольствия и других материальных средств от радиоактивного заражения и продолжают работы по выполнению поставленных задач.
Сигнал "Радиационная опасность" подается по местной радиотрансляционной сети и дублируется частыми ударами в звучащие предметы (колокола, подвешенные куски рельс и др.).
Действия формирований, оказавшихся в зоне радиоактивного заражения, определяются распоряжениями старшего начальника или вышестоящим органом управления ГОЧС в зависимости от обстановки. При этом распоряжение на использование средств защиты отдает командир формирования.
По сигналу "Химическая тревога" личный состав формирований, находящийся на открытой местности, использует средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, а находящийся в закрытых машинах, * помещениях и укрытиях - только противогазы.
При отсутствии убежищ и укрытий личный состав формирований выходит o из зоны заражения в направлении, указанном старшим начальником, постами охраны общественного порядка и другими органами гражданской обороны. При отсутствии таких указаний необходимо выходить в перпендикулярную направлению ветра сторону.
4. Действия формирований при проведении аварийно-спасательных работ в военное время
В современной войне противник может применить ядерное, химическое, бактериологическое оружие и другие средства нападения.
В зависимости от вида примененного противником оружия массового поражения могут образоваться зоны радиоактивного, химического и бактериологического заражения. Внутри зон заражения могут возникнуть очаги поражения.
При воздействии других современных средств нападения также могут образоваться обширные очаги поражения.
При воздействии двух или более видов оружия массового поражения образуется очаг комбинированного поражения.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения и зонах затопления включают:
разведку маршрутов движения;
локализацию и тушение пожаров;
розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных coopyжений и спасение находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным v. эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывод (вывоз), должностных лиц и работников таможенного органа из опасных мест в безопасные районы.
Аварийно-спасательные работы характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил всего личного состава. Они будут проводиться в условиях разрушений, пожаров, заражения атмосферы и местности, затопления территории и при воздействии других неблагоприятных условий обстановки, вызванных нападением противника или стихийными бедствиями (авариями, катастрофами;. Это потребует от личного состава формирований высокой морально-психологической стойкости, большой воли, мужества, выдержки, самообладания, физической выносливости и мобилизации всех своих сил на выполнение задач в установленные сроки.
Успешное проведение аварийно-спасательных работ достигается:
своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием достоверных данных к установленному сроку;
быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;
высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;
знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;
заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков работ, наличия "коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения аварийно химически опасных веществ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;
непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.
Своевременная организация и быстрое проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий нападения противника является важнейшей задачей командиров формирований.
Для успешного выполнения задач командиры формирований заблаговременно обязаны: изучить особенности и характеристику возможных работ; обеспечить командиров подчиненных подразделений схемами или выкопировками из плана таможенного органа с нанесенными на них защитными сооружениями и другими объектами, имеющими значение для проведения работ; разработать план приведения формирования в готовность.
Аварийно-спасательные работы проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.
Всестороннее обеспечение действий формирований является одним из основных условий успешного выполнения задач.
Обеспечение действий формирований включает осуществление мероприятий по поддержанию их в готовности к выполнению задач, разведке, защите от оружия массового поражения, материальному, техническому и другим видам обеспечения.
Обеспечение организуется командиром формирования на основе указаний старшего начальника.
5. Особенности действий формирований при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф
К стихийным бедствиям относятся наводнения, снежные заносы, землетрясения, селевые потоки, оползни, обвалы, ураганы, массовые лесные пожары и другие явления природы, вызывающие гибель или угрозу гибели людей, разрушение и повреждение зданий и сооружений, порчу или уничтожение материальных ценностей.
К крупным авариям и катастрофам относятся аварии и катастрофы на объектах народного хозяйства и на транспорте, в результате которых возникают последствия, создающие угрозу населению и окружающей среде, возникают разрушения производственных и жилых зданий, пожары, происходит загазование атмосферы, заражение воды, продовольствия и других материальных средств, растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей по поверхности земли или воды.
При ликвидации последствий стихийных бедствий или крупных аварий (катастроф) проводятся следующие мероприятия:
оповещение формирований об угрожающих последствиях стихийного бедствия (аварии, катастрофы);
ведение разведки с целью установления степени и объема разрушений, определения размеров зон пожаров, заражения и возможного затопления и выявления других данных;
организация вывода (вывоза) должностных лиц таможенного органа в безопасные места и их размещение;
определение состава, численности сил и средств, привлекаемых для работ;
организация управления силами и средствами в районе бедствия (аварии, катастрофы);
оказание медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения, недопущение массовых инфекционных заболеваний, проведение медицинского контроля за обеспечением должностных лиц таможенного органа доброкачественной водой и питанием, проведение санитарно-гигиенических мероприятий;
организация комендантской службы и поддержание общественного порядка в районах бедствий (аварий, катастроф) и прилегающих районах; организация транспортного, материального, технического и дорожного обеспечения, а также других мероприятий, направленных на подготовку и обеспечение проведения работ.
Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости решением соответствующих начальников (командиров формирований) организуется смена и отдых личного состава формирований на месте работ или в установленных районах.
В ходе работ организуется охрана материальных ценностей, опознание погибших, учет их и захоронение в установленном порядке.
Личный состав формирований, участвующий в выполнении и обеспечении аварийно-спасательных и других неотложных работ, должен иметь необходимую специальную подготовку и строго соблюдать дисциплину и меры безопасности.
6. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
Массовые разрушения, пожары, аварии на сетях коммунально-энергетического хозяйства, заражение местности потребует от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Соблюдение этих мер позволяет предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в зонах разрушений, пожаров и затоплений.
Командиры (начальники) формирований обязаны заблаговременно разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выполнением всем личным составом. Конкретные меры безопасности указываются личному составу одновременно с постановкой задач.
Для обеспечения безопасности в ходе спасательных работ передвижение машин, эвакуация пораженных организуются по разведанным и обозначенным путям. Опасные места ограждаются и вблизи них выставляются хорошо видимые предупредительные знаки или регулировщики. Запрещается без надобности ходить по завалам, заходить в разрушенные здания и сооружения, находиться и проводить работы вблизи зданий, угрожающих обвалом.
Не допускается устройство лазов - проходов в завалах без установки креплений. При выполнении работ на высоте необходимо применять страхуюшие средства (карабины, спасательные веревки и т. д.).
Для обеспечения безопасности проведения работ на местности, зараженной радиоактивными веществами, необходимо строго соблюдать установленный режим, регламентирующий максимально допустимое время нахождения на радиоактивно зараженной местности, включая время в пути из районов расположения в очаг поражения и обратно.
Для обеспечения контроля за величиной полученной дозы облучения весь личный состав обеспечивается дозиметрами. Снижение поражающей дозы достигается проведением комплекса мероприятий, основными из которых являются: сменность работ и строгое соблюдение установленной для каждой смены длительности работы в условиях радиоактивного заражения; обеспечение необходимых защитных свойств сооружений для отдыха в районах расположения; использование изолирующей одежды и средств индивидуальной защиты; соблюдение правил поведения в зоне радиоактивного заражения.
Продолжительность работы каждой смены зависит от уровня радиоактивного заражения местности и заданной допустимой дозы облучения.
Для укрытия отдыхающих смен личного состава формирований в районах расположения и действий могут быть использованы здания и сооружения, обладающие наибольшими защитными свойствами.
Для уменьшения поражения радиоактивными излучениями в очаге поражения личному составу запрещается работать без рукавиц, пить, курить и принимать пищу на открытых участках зоны радиоактивного заражения.
При проведении работ в средствах индивидуальной защиты кожи изолирующего типа следует учитывать следующие допустимые сроки пребывания людей в них: при температуре воздуха от +24 до +20°С - 40 - 50 мин, от +19 до +15°С -2ч, при температуре ниже +15°С - Зч и более. При использовании экранирующих комбинезонов, смоченных водой, а также в пасмурную погоду сроки непрерывного пребывания в защитной одежде увеличиваются в 2 - 3 раза.
В период спасательных работ ведется постоянный дозиметрический контроль личного состава.
После окончания работ формирования выводятся из очага поражения в район с меньшими уровнями заражения или в незараженные районы расположения, где определяется полученная доза облучения, производится санитарная обработка личного состава, дезактивация обмундирования и инструмента, а при необходимости осуществляется медицинский контроль и оказание помощи.
Для обеспечения безопасности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится обрушивание зданий и сооружений, угрожающих обвалом.
Для определения состояния этих зданий и условий работ вблизи них проводится обследование. Эта работа выполняется квалифицированными специалистами.
К поврежденным зданиям следует подходить с наименее опасной стороны, внимательно наблюдая за состоянием конструкций, их перемещением, а при пожаре в зданиях - с наветренной стороны.
Здания с поврежденными или частично разрушенными и горящими конструкциями ограждаются предупредительными знаками установленной формы.
Здания и сооружения, угрожающие обвалом, укрепляются в тех случаях, когда нет возможности обрушить их.
Для обеспечения безопасности при выполнении различных видов работ в очаге поражения запрещается устраивать проходы в завалах и под завалами без специальных креплений, ходить и ездить по верху завалов в момент разборки их.
При проведении работ на водопроводно-канализационной сети участки, требующие ремонта, должны быть отключены.
При невозможности быстрого отключения поврежденного участка необходимо использовать водоотливные средства для откачки воды на месте аварии и принять меры к предотвращению возможности размыва и обрушивания грунта, разрушения дорожного полотна, затопления убежищ и подвальных помещений.
При выполнении работ в колодцах, проходных или полупроходных коллекторах необходимо перед спуском в колодец или входом в коллектор убедиться а устойчивости ограждающих конструкций. При обнаружении трещин и деформаций необходимо принять меры к их укреплению. Работы в колодцах и подземных коллекторах следует вести с применением средств индивидуальной защиты.
Работы в задымленных и загазованных помещениях, в колодцах и коллекторах подземных магистралей, под водой выполняются группами в составе 2-3 человек, один из которых назначается старшим. Личный состав, работающий в этих условиях и в других опасных местах, должен иметь спасательные пояса со страховочной веревкой и соответствующие виду работ средства индивидуальной защиты органов дыхания, инструмент и приспособления.
Вблизи загазованного здания или участка местности запрещается зажигать спички, курить. Для освещения рабочего места на загазованных участках разрешается применять только аккумуляторные фонари.
Запрещается определять наличие газа в подвалах, коллекторах и других сооружениях с помощью открытого огня. Присутствие газа определяется только специальными приборами (газоанализаторами). Выполнение ремонтных и восстановительных работ на газовых сетях может производиться только с помощью инструмента из цветного металла или с обмедненной поверхностью. Спуск людей в колодцы, коллекторы и подвалы поврежденных зданий, в которых не произведена проверка на загазованность, производится в изолирующих противогазах с соблюдением мер страховки.
Личный состав, производящий работы на системах газоснабжения, помимо знания правил и мер безопасности должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим от отравления газом.
Аварийно-восстановительные работы на электрических сетях производятся только после их обесточивания и заземления. Все работы с электрическими проводами и соединенными с ними металлическими предметами должны проводиться только с использованием защитных средств (диэлектрических перчаток, галош, бот, ковриков, изолирующих подставок, штанг и т. п.). Личному составу без защитных средств запрещается подходить к лежащим на земле проводам электропередачи и соприкасаться с электротехническими устройствами.
Аварийно-восстановительные работы на электрических сетях должны выполняться только под руководством квалифицированного технического персонала и в строгом соответствии с правилами и мерами электробезопасности.
Личный состав формирований должен быть обучен правилам оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током.
При работах в зонах пожара и задымления личный состав обеспечивается противогазами с гопкалитовыми патронами, специальной одеждой, касками и противодымными масками. Перед началом работ командир формирования обязан определить и указать личному составу места укрытия от огня, пути выхода к ним. При этом в каждом подразделении формирования должен быть назначен проводник, хорошо знающий местность. В случае окружения людей огнем проводник обязан вывести их в безопасное место.
Для связи формирований между собой выбираются характерные ориентиры, находящиеся в противоположной стороне от зоны пожара. В каждой команде, работающей в лесу, выделяется наблюдатель, следящий за направлением распространения огня и падающими деревьями.
При использовании для тушения пожаров техники перед началом работ проводится разведка с целью определения проходимости местности с учетом особенностей машин; работа вблизи зоны пожара организуется группами в составе не менее двух машин с целью обеспечения своевременного вывода машины, оказавшейся в аварийном состоянии, в безопасное место.
Категорически запрещается использовать машины с неисправными двигателями, с подтекающими топливными баками, а также заправлять машины горючим и смазочными материалами вблизи огня.
Личный состав формирования может оставить рабочее место на пожаре только с разрешения командира формирования или руководителя тушения пожара. При необходимости прохода через зону горения следует задержать дыхание, чтобы при вдохе не обжечь дыхательные пути. Загоревшуюся одежду тушат водой или набрасывают на пострадавшего куртку, брезент и т. п.
Запрещается устраивать в зоне пожара ночлег. Места отдыха и ночлега должны располагаться не ближе 100 м от локализованной части пожара и ограждаться минерализованными полосами шириной не менее 2 м.
При наличии окиси углерода и высокой температуры воздушной среды время работы смен формирований должно ограничиваться до 30 - 45 мин. Продолжительность работы смен увеличивается при обеспечении личного состава изолирующими противогазами и теплоотражательными костюмами.
При угрозе взрыва или обрушения формирования выводятся из зданий, сооружений в безопасные места и возобновляют работы после ликвидации угрозы.
Работы в задымленных помещениях ведутся группами из 2 - 4 человек. Перед входом в горящие или сильно задымленные помещения личный состав обвязывается веревкой, конец которой передается человеку, остающемуся у входа. Двери, ведущие в горящие помещения, следует открывать осторожно, используя дверные полотна для защиты от огня при возможном выбросе пламени или нагретых газов.
В подвальные помещения, в которых горение происходило продолжительное время и может быть высокая концентрация окиси углерода, необходимо входить в изолирующих противогазах или после проветривания помещения. При длительной работе в условиях задымления для отдыха используются имеющиеся возвышенные места или верхние этажи зданий.
При организации спасательных работ в зонах катастрофического затопления командиры формирований должны обеспечить безопасность личного состава при работе на воде. В этих целях принимаются меры по обеспечению тщательной подготовки и четкой организации работы, надежной связи и быстрого оповещения.
При проведении работ в зонах затопления необходимо учитывать возможность резкого изменения обстановки. С этой целью каждое формирование выставляет наблюдателя. Личному составу указываются пути отхода в случае интенсивного повышения уровня воды.
При проведении спасательных работ в условиях плохой видимости и ночью организуется освещение отдельных участков (объектов) работ, а также магистральных и подъездных путей, по которым будет осуществляться движение людей и техники. Для этого в первую очередь устанавливается возможность использования уличных светильников и прожекторов, так как электропитание их осуществляется по наиболее устойчивым кабельным сетям.
Если существующую осветительную сеть использовать невозможно, освещение производится переносными светильниками или прожекторами. В этом случае электропитание их осуществляют от передвижных войсковых и народнохозяйственных электростанций.
В завалах, шахтах, в разрушенных проемах зданий и сооружений, в местах выполнения работ должны устанавливаться сигнальные устройства с использованием красного света. При выполнении работ в поврежденных зданиях и сооружениях, где устройство аварийного освещения нецелесообразно или затруднительно, рекомендуется применять аккумуляторные фонари.
Работа кранов ночью может быть допущена только при условии обеспечения хорошей освещенности места производства работ, наличия сигнализации и невозможности применения для погрузочно-разгрузочных работ других средств.

Заместитель начальника Главного управления тылового обеспечения
А.А.Каширин