Письмо СЗТУ № 06-01-08/8941ф от 2004-05-12 00:00:00

О таможенном оформлении лесоматериалов

Рассмотрев итоги регионального семинара "Таможенное оформление и таможенный контроль лесоматериалов", проведенного на базе Санкт-Петербургского филиала РТА с 12.04.2004 по 14.04.2004 для должностных лиц досмотровых подразделений, Северо-Западное таможенное управление по существу вопросов, заданных участниками семинара, сообщает следующее.
1. Изучив накопленный опыт, а также в целях повышения эффективности таможенного оформления и таможенного контроля экспортируемой лесопродукции в графе 31 грузовой таможенной декларации полагаем целесообразным указывать:
а) только утвержденные и действующие нормативные документы.
Например, для лесоматериалов товарных подсубпозиций ТН ВЭД России:
- 4401 10 000 0 - ГОСТ 3243-88 "Дрова. Технические условия";
- 4403 00 000 0 - ГОСТ 9462-88 "Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия" и ГОСТ 9463-88 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия";
- 4407 00 000 0 - ГОСТ 2695-83 "Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия" и ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия".
б) документ, в соответствии с которым определен объем лесоматериалов: - ОСТ 13-43-79Э "Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценки качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили" и РД 13-2-3-97 "Лесоматериалы круглые, поставляемые на экспорт. Методы измерения размеров и объема. Контроль качества. Приемка";
- ГОСТ 6564-84 "Пиломатериалы и заготовки. Правила приемки, методы контроля, маркировка и транспортирование".
2. В соответствии с общими положениями главы 2 Технических условий погрузки и крепления лесоматериалов, утвержденных в 1990 году МПС РФ, "...габарит погрузки (обычный или зональный), а также вместимость вагонов должны использоваться максимально с учетом грузоподъемности".
После погрузки и закрепления лесоматериалов, погруженных россыпью в пределах прямоугольной части габарита погрузки, осуществляется укладка и крепление круглого леса в пределах верхней суженой части габарита погрузки, то есть формируется "шапка". От концов "шапки" укладывают по две удлиненные прокладки так, чтобы концы их выступали с обеих сторон на 75 мм - 100 мм. Между удлиненными прокладками фиксируют две нити проволоки диаметром 6 мм. Затем формируют "шапку", укладывая подсортированные бревна в определенной последовательности таким образом, чтобы угол откоса не был круче 50 градусов. "Шапку" каждого штабеля дополнительно закрепляют двумя шестизвенными стяжками и поперечной обвязкой из проволоки, предварительно уложенной под "шапку".
Только при выполнении вышеуказанных условий погрузки можно использовать коэффициенты полнодревесности, указанные в таблице 1 ОСТ 13-43-79Э в графе "вагоны с шапкой".
3. Для лесоматериалов в коре коэффициенты полнодревесности приведены в таблице 1 ОСТ 13-43-79Э. Для бревен грубой окорки эти коэффициенты увеличивают на 0,04, а для бревен чистой окорки - на 0,06.
4. В соответствии с письмом ГТК России от 17.01.2003 N 06-11/1489 ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 4403 ТН ВЭД России, являются комбинированными, расчет специфической составляющей которых предусматривает, что основой для исчисления таможенной пошлины является количество товара в натуральном выражении.
Таким образом, при расчете вывозной таможенной пошлины следует исходить из фактических объемов лесоматериалов с учетом неудаленной коры.
Следует обратить внимание, что "доля коры в объеме лесоматериала" не одно и тоже, что "доля стоимости коры в стоимости лесоматериала", и при этом заявляемая таможенная стоимость древесины не должна быть занижена.
5. Сведения, заявляемые в графе 31 ГТД об оплачиваемых объемах пиломатериалов позиции 4407, должны соответствовать их фактическим объемам, включающим в себя номинальные размеры пиломатериалов с учетом предельных припусков по размерам и на усушку, регламентированных соответствующими ГОСТами.
В случае если по результатам таможенного контроля установлено, что фактические размеры пиломатериалов отличаются от номинальных с учетом вышеуказанных припусков, то таможенный орган помимо действий, предусмотренных ст. 153 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), устанавливает наличие либо отсутствие в действиях декларанта признаков состава административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае если по результатам таможенного контроля установлено, что фактические размеры пиломатериалов не выходят за пределы номинальных с учетом вышеуказанных припусков, то корректировка сведений, заявленных в ГТД, не производится.
6. Представление декларантом актов по результатам измерений не может быть использовано таможенным органом в целях подмены форм таможенного контроля, предусмотренных ТК РФ. В соответствии со ст. 378 ТК РФ в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, таможенный орган вправе принять решение о назначении экспертизы лесоматериалов. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий. При необходимости по решению таможенного органа качественные и количественные характеристики лесоматериалов могут подтверждаться заключениями экспертов, компетентность которых подтверждена в установленном порядке, например Госстандартом Российской Федерации или Реестром Координационного совета по современным проблемам древесиноведения.
7. В апреле 2004 года Северо-Западным таможенным управлением направлены предложения в адрес ГТК России в части установления обязательных требований к заполнению графы 31 ГТД при декларировании лесоматериалов. В течение 2-го квартала 2004 года Методические рекомендации по организации таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов будут переработаны и приведены в соответствие с действующим таможенным законодательством Российской Федерации.

Первый заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления -
начальник службы организации таможенного контроля,
генерал-лейтенант таможенной службы
П.В.Корчажкин