Письмо СЗТУ № 06-01-08/24981ф от 2004-12-24 00:00:00

О проведении грузовых операций

Анализ практики применения таможенными органами Северо-Западного таможенного управления статьи 389 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) показывает, что требования должностных лиц подчиненных таможенных органов о проведении либо способствовании проведению грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, необходимых для таможенного контроля, зачастую должным образом не обоснованы.
Так, например, в отдельных случаях таможенные органы требуют проведения полной выгрузки транспортных средств, перемещаемых на специализированных грузовых автотранспортных средствах - автовозах. В иных случаях таможенные органы требуют проведения полной либо частичной выгрузки товаров из грузовых отсеков автотранспортных средств при наличии свободного доступа к грузовым местам для проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (осмотра). При этом таможенными органами не принимается во внимание тот факт, что проведение грузовых операций с товарами и транспортными средствами влечет за собой дополнительные издержки декларантов, перевозчиков и иных лиц, заключающиеся в оплате услуг сторонних лиц, а также в возможном ухудшении потребительских свойств товаров и транспортных средств.
Северо-Западное таможенное управление указывает на недопустимость причинения вреда перевозчику, декларанту, их представителям, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля (пункт 1 статьи 365 Кодекса). Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 365 Кодекса убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включал упущенную выгоду (неполученный доход). При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 365 Кодекса за причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.
С учетом вышеизложенного предлагаем начальникам таможен и таможенных постов:
1. Обеспечить соблюдение подчиненными должностными лицами требований раздела IV Кодекса.
2. Разместить в местах таможенного оформления информацию о требованиях статьи 365 Кодекса и о порядке обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
3. Обеспечить объективность при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц при применении статьи 389 Кодекса.
4. Обеспечить применение мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам таможенного органа, принявшим неправомерное решение о требовании проведения грузовых и иных операций с товарами и (или) транспортными средствами.

Первый заместитель начальника
Северо-Западного таможенного
управления - начальник службы
организации таможенного контроля,
генерал-лейтенант таможенной службы
П.В.Корчажкин