О применении Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ при рассмотрении жалоб на решения в сфере таможенного дела
В связи со вступлением в силу 02.11.2006 Федерального закона от 2
мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также с
поступающими вопросами относительно его применения при рассмотрении
жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела
сообщаем следующее.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона установленный им
порядок рассмотрения обращений не распространяется на жалобы на
решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, которые
подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 7 Таможенного
кодекса Российской Федерации.
В части, не урегулированной Таможенным кодексом Российской
Федерации, таможенными органами при организации работы с жалобами
данной категории могут применяться следующие положения Федерального
закона:
о рассмотрении жалобы с выездом на место (пункт 2 статьи 9);
о возможности рассмотрения жалобы с участием заявителя, если это
необходимо в целях объективного и всестороннего рассмотрения жалобы
(подпункт 1 пункта 1 статьи 10);
о возможности отказа в рассмотрении жалобы по существу, если в
ней содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы
жизни, здоровью или имуществу должностного лица таможенного органа или
членов его семьи, если текст жалобы не подлежит прочтению, а также
если в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно
давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми
жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или
обстоятельства (пункты 3-5 статьи 11);
о переадресации жалобы на решение, действие (бездействие) органа,
не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не
являющегося таможенным органом, соответствующему органу, в компетенцию
которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, в случае
отказа в рассмотрении жалобы по существу на основании подпункта 4
пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Российской Федерации (пункт 3
статьи 8);
о необходимости осуществления контроля за соблюдением порядка
рассмотрения жалоб нижестоящими таможенными органами, анализа
содержания поступающих жалоб и принятия мер по выявлению и устранению
причин допускаемых нарушений (статья 14).
Положение статьи 7 Федерального закона, в соответствии с которым
обращение, поступившее в государственный орган по информационным
системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке,
установленным Федеральным законом, не применимо к жалобам в сфере
таможенного дела по следующим основаниям.
Таможенным кодексом Российской Федерации, учитывая характер
обращения (жалоба), специфику затрагиваемых вопросов (сфера
таможенного дела) и возможные последствия (отмена решения, возврат
денежных средств и др.), установлено специальное требование о
подписании жалобы лицом, обратившимся с жалобой (пункт 1 статьи 50
Таможенного кодекса Российской Федерации). Подписанной считается
жалоба, под текстом которой проставлена оригинальная собственноручная
подпись лица, обратившегося с жалобой. Жалоба, поступившая по
информационным системам общего пользования (факс, электронная почта),
а также посредством телеграфной связи, считается поданной без
соблюдения требований о ее подписании.
В рассмотрении такой жалобы должно быть отказано независимо от
наличия ссылки в тексте жалобы на последующую досылку жалобы почтой. В
случае поступления впоследствии данной жалобы, подписанной с
соблюдением установленного порядка, жалоба принимается к рассмотрению
по существу и срок ее рассмотрения исчисляется с момента поступления
почтовой досылки.
Начальник Правового управления
подполковник таможенной службы
А.Б.Струков