Письмо ФТС РФ № 01-06/15949 от 2007-04-27 00:00:00

О направлении методических рекомендаций

Направляем для использования в работе методические рекомендации о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации.
Признать недействующим письмо ФТС России от 06.10.2004 № 01-06/2587 «О направлении методических рекомендаций».

Заместитель руководителя генерал-
лейтенант таможенной службы И.А.Завражнов

Методические рекомендации о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации

1. Общие положения

Методические рекомендации о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации определяют единый для таможенных органов Российской Федерации порядок продления сроков проведения административного расследования по делам о нарушении таможенных правил и иных административных правонарушениях, расследование которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст.1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 302'); N" 4-1. ст.4295, 4298; 2003, № 1, ст. 2; № 27, ст. 2700, 2708, 2717;, № 46, ст. 4434, 4440, № 50, ст. 4847, 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 19, ст.1838; № 30, ст. 3095; № 3 1, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № I, ст. 9, 13, 40, 45; № 10. ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 5, ст. 2431; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721, № 30 (ч. 1), ст. 3104; № 30 (ч. II), ст. 3124, 3131; № 40, ст. 3986; № 50, ст. 5247, № 52 (ч. 1), ст. 5574, 5596; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172, 175; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17 (ч. 1), ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066, № 23, ст. 2380, 2385; № 28, ст. 2975; № 30, ст. 3287; № 31 (ч. 1), ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4633, 4634, 4641, № 50, ст. 5279, ст. 5281, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № !(ч. 1), ст. 21, ст. 25, ст. 29, ст. 33, № 7, ст. 840) к компетенции таможенных органов Российской Федерации, и сроков их рассмотрения.

2. Продление сроков проведения административного расследования

2.1. В соответствии с частью 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть, продлен начальником таможенного органа или его заместителем по правоохранительной деятельности на срок не более одного месяца по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена 4.1 ст. 7.12, ст. 1 1.4, ст.1 1.5, ст. 14.10, ч.1 ст. 15.6, ч.2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9. ст. 15.25 КоАП России.
По делам о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена в статьях главы 16 КоАП России, срок проведения административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа (начальником таможни - для таможенного поста, начальником оперативной таможни - для таможенных органов региона, начальником регионального таможенного управления (далее - РТУ) - для оперативной таможни, руководителем ФТС России - для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и других таможенных органов) до шести месяцев.
Под исключительными случаями понимаются обстоятельства, при которых окончить административное расследование в установленный срок не представляется возможным по независящим от должностного лица, ведущего производство по делу, причинам.
2.2. Срок проведения административного расследования и срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.
Срок, исчисляемый днями, истекает в 24 часа последнего дня.
2.3. Срок проведения административного расследования в соответствии с частью 5 статьи 28.7 КоАП России исчисляется с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
На основании части 4 статьи 28.1 КоАП России дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП России;
2) вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования в порядке статьи 28.7 КоАП России.
В срок проведения административного расследования включается время осуществления процессуальных действий с момента возбуждения дела до момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
В этот срок не включается время, установленное статьей 28.8 КоАП России для устранения недостатков при возвращении дела об административном правонарушении на доработку лицом, рассматривающим дело, время передачи дела на рассмотрение и время нахождения дела на рассмотрении.
2.4. При необходимости продления срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении должностное лицо, в производстве которого находится дело, составляет мотивированное ходатайство о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении (далее - ходатайство о продлении расследования) (по форме согласно приложению № 1 к настоящим методическим рекомендациям) и представляет его вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий таможенный орган не позднее чем за десять дней до истечения срока расследования.
Поступившее ходатайство о продлении срока расследования в течение трех дней предварительно изучается подразделением административных расследований таможни по делам об административных правонарушениях таможенных постов, подразделением организации административных расследований оперативной таможни по делам об административных правонарушениях других таможенных органов региона, подразделением, назначенным начальником РТУ, по делам об административных правонарушениях оперативной таможни, Управлением таможенных расследований и дознания ФТС России по делам об административных правонарушениях таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и других таможенных органов на предмет обоснованности и своевременности возбуждения дела об административном правонарушении, правильности квалификации правонарушения, обоснованности продления сроков проведения административного расследования, надлежащей организации административного производства.
При необходимости получения дополнительной информации по делу или заслушивания должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о ходе расследования дела срок изучения ходатайства может быть продлен до даты истечения срока административного расследования по делу.
При рассмотрении ходатайства о продлении срока расследования начальник вышестоящего таможенного органа или вышестоящее должностное лицо при необоснованности ходатайства о продлении срока расследования или грубых нарушениях законодательства Российской Федерации при возбуждении и расследовании дела изучают дело.
2.5. В случае поступления ходатайства о продлении срока расследования по делам об административных правонарушениях, возбужденным по ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9, ст. 16.4, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.1 1, 16.12, 16.13, 16.14, 16.15, ч. 2 ст. 16.20, ст. 16.22, ч. 3 ст. 16.23 КоАП России, помимо вопросов, указанных во втором абзаце пункта 2.4, изучаются материалы дела на предмет обоснованности вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и необходимости продления срока проведения административного расследования, поскольку по делам указанной категории, как правило, не проводятся экспертиза и процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
2.6. При отказе вышестоящего должностного лица или начальника вышестоящего таможенного органа в удовлетворении ходатайства о продлении срока расследования должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе обратиться с ходатайством о продлении срока расследования к вышестоящему должностному лицу или начальнику таможенного, органа, вышестоящего по отношению к тому, кто отказал в удовлетворении ходатайства.
2.7. В описательной части ходатайства о продлении срока расследования указываются:
1) место и дата его составления, а также должность, таможенный орган, фамилия и инициалы лица, составившего ходатайство;
2) дата возбуждения дела об административном правонарушении;
3) дата совершения правонарушения (обнаружения для длящихся правонарушений);
4) данные о лице, совершившем правонарушение;
5) описание обстоятельств совершенного правонарушения;
6) краткое изложение основных доказательств;
7) квалификация правонарушения;
8) сведения о том, когда, каким должностным лицом и до какого времени ранее продлевался срок расследования;
9) основания для продления срока проведения административного расследования по делу с перечнем основных процессуальных действий и мероприятий, которые необходимо выполнить для окончания административного расследования, а также предполагаемые сроки их проведения.
В резолютивной части указывается должность лица, перед которым возбуждено ходатайство о продлении срока расследования, номер дела, срок с указанием даты, до которой должностное лицо, проводящее административное расследование, ходатайствует о его продлении.
При повторном вынесении ходатайства о продлении срока расследования указываются результаты выполнения процессуальных действий, для производства которых выносилось предыдущее ходатайство, причины их невыполнения и принятые в связи с этим меры.
Ходатайство о продлении срока расследования подписывает должностное лицо, в производстве которого находится дело.
2.8. Ходатайство согласовывается с начальником подразделения административных расследований таможенного органа. При направлении в вышестоящий таможенный орган ходатайство согласовывается также с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной деятельности, а в его отсутствие - с начальником таможенного органа.
2.9. Факты ненадлежащей организации административного расследования по делу подлежат рассмотрению на оперативном совещании у должностного лица таможенного органа, согласующего ходатайство о продлении срока расследования. При направлении в вышестоящий таможенный орган ходатайства о продлении срока расследования по делу, по которому допущена волокита или нарушения законодательства Российской Федерации, в сопроводительном письме указываются сведения о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.
2.10. В сопроводительном письме вышестоящего таможенного органа указываются выявленные недостатки при расследовании дела, даются указания о проведении дополнительных процессуальных действий и мероприятий, направленных на сбор доказательств совершения правонарушения, в целях всестороннего, полного и объективного расследования, либо об исключении процессуальных действий и мероприятий в случаях, когда в их проведении отпадает необходимость или их проведение нецелесообразно и ведет к необоснованному затягиванию сроков расследования.
2.11. При продлении срока проведения административного расследование по делу учитывается срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП России.

3. Продление сроков рассмотрения дела об административном правонарушении

3.1. Должностные лица таможенных органов рассматривают дела oб административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции в соответствии с главой 23 КоАП России.
3.2. В соответствии со статьей 29.6 КоАП России дело oб административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Должностное лицо, рассматривающее дело, вправе продлить cрoк рассмотрения дела в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, но не более чем на один месяц.
3.3. Ходатайство о продлении срока рассмотрения приобщается к материалам дела об административном правонарушении.
3.4. Должностное лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение № 2 к настоящим методическим рекомендациям), в котором указывает:
- должность, фамилию и инициалы должностного лица, рассматривающего дело;
- дату и место вынесения;
- сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу;
- содержание ходатайства;
- обстоятельства совершенного правонарушения с указанием даты его совершения (обнаружения для длящихся правонарушений) и возбуждения дела об административном правонарушении, дата составления протокола об административном правонарушении;
- квалификацию правонарушения;
- основания для продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении и дату, до которой продлевается срок рассмотрения.
3.5. Определение о продлении срока рассмотрения подписывает должностное лицо, его вынесшее.
3.6. При продлении срока рассмотрения дела учитывается срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП России.

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
А.П.Кизлык