29.03.07

Выступление Заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина на конференции проходящей в г. Вильнюс "Единое окно-благоприятные условия для ускорения торговли" на тему «Подходы к реализации принципа «единого окна» таможенной службы Российской Федерации»

Уважаемый г-н Клявячка!

Позвольте поблагодарить Вас за приглашение принять участие и выступить на столь представительном форуме, тематика которого заслуживает интерес широкого круга специалистов в области международной торговли и таможенного дела, а также соответствующей политической поддержки. Мы весьма ценим достигнутый уровень сотрудничества таможенных служб России и Литвы и, так же как и Вы, видим перспективы его взаимовыгодного развития.

Уважаемые коллеги!

Как известно, в мировой торговле уже многие годы происходит бурный рост, вызванный диверсификацией хозяйственных связей на мировом уровне, повышением темпов производства, увеличением товарного ассортимента, углублением международного разделения труда и транснациональной кооперации. Развиваются логистические цепи – пути доставки товаров от производителей до посредников и потребителей становятся все более эффективными.

В данных условиях к таможенным администрациям предъявляются повышенные требования, так как они, являясь правительственными организациями с законодательно регламентированными возможностями, должны не только соответствовать постоянно растущим темпам внешнеэкономического товарообмена, но и всеми доступными способами способствовать упрощению его администрирования.

Не вызывает сомнения, что никакая таможенная администрация любой страны мира одна сама по себе, без тесного взаимодействия с бизнесом и коллегами – таможенниками из зарубежных стран не в состоянии справиться со всевозрастающим объемом стоящих перед ней задач.

При всем этом не стоит забывать и правоохранительный аспект таможенной деятельности. Всемирная таможенная организация, будучи признанным локомотивом развития таможенного дела во всемирном масштабе, является одним из основных разработчиков и координаторов внедрения мер упрощения внешней торговли и укрепления ее безопасности. Разработанные ею Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли являются ориентиром для таможенных администраций в области совершенствования таможенного администрирования на основе передового мирового опыта.

Идеи, заложенные в Рамочных стандартах «второй опоры», могут найти свое наилучшее воплощение в случае умелого и гармоничного применения принципа «единого окна» при таможенном оформлении товаров. Данный принцип во многом раскрывает партнерский подход в отношениях таможни и бизнеса, когда таможенные администрации создают максимально удобные условия контроля внешнеторговых сделок, в том числе в пунктах пропуска.

Вынужден констатировать, что до недавнего времени, а быть может и сейчас, не все государства были готовы к полноценной реализации данного принципа в своих пунктах пропуска, и Россия в данном списке – не исключение. Вспомним очереди, скопившиеся на подъезде к пунктам пропуска через границу России и государств-членов ЕС в конце прошлого – начале этого года. Общепризнано, что их причина – не только всплеск внешнеторговых отношений между Россией и государствами Евросоюза, на который не была рассчитана создававшаяся в начале 90-годов двадцатого века инфраструктура пунктов пропуска на границе, как и прилегающая к ней транспортная инфраструктура, но и в большой степени неготовность контролирующих органов, расположенных в пунктах пропуска с обеих сторон, администрировать следующие через них товаропотоки ни с технической, ни с организационной точки зрения.

К концу прошлого года настал «пик» очередей, и данный вопрос одним из основных вошел в повестку хельсинкского саммита Россия – ЕС, в ходе которого Президент России Путин и глава Еврокомиссии Баррозу поставили перед своими таможенными администрациями задачу в максимально сжатые сроки навести порядок на границе.

Данная команда явилась мощным стимулом в решении задачи оптимизации работы пунктов пропуска. Были интенсифицированы как экспертные консультации на уровне Федеральной таможенной службы России и Европейской комиссии, так и законодательная проработка российского национального подхода к деятельности служб, работающих на границе.

Президентом Российской Федерации 30 декабря 2006 года был подписан федеральный закон № 266-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», который являет собой первый значительный и решающий шаг во внедрении принципа «единого окна» и «одной остановки» на российской границе. Данным законом вносятся существенные изменения в таможенный, воздушный, административный кодексы Российской Федерации, а также в целый ряд иных федеральных законов, которые фактически оставляют в пределах режимной зоны пункта пропуска только два контролирующих органа – пограничную и таможенную службы. Органы ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иного контроля, за исключением специализированных пунктов пропуска, должны функционировать на специально обустроенных площадках вне пункта пропуска.

Логическим продолжением Закона является наделение Правительства Российской Федерации полномочиями устанавливать порядок осуществления таможенными органами отдельных действий по обеспечению карантина растений, санитарно-эпидемиологическому надзору, государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска.

Кроме того, в рамках реализации указанного закона ведется разработка Межведомственной автоматизированной информационной системы, которая станет основой взаимодействия государственных контрольных органов в пункте пропуска на основе использования современных информационных технологий. Данная система предназначена для повышения эффективности контроля за пересекающими государственную границу лицами, транспортными средствами и перемещаемыми через нее товарами. Для успешного функционирования системы будет необходимо организовать информационное взаимодействие между государственными контрольными органами, расположенными в пункте пропуска, а также создать базы данных, функционирующие на региональном и центральном уровнях. В дальнейшем предполагается в рамках системы получать от федеральных органов власти разрешительные документы на пересечение государственной границы товарами и транспортными средствами, направлять сведения о таких документах в пункты пропуска и передавать в органы власти из пунктов пропуска информацию о пересечении товарами госграницы и результатах контроля.

Таким образом, максимально возможное применение принципа «единого окна» несомненно приведет к ускорению и качественному повышению уровня администрирования внешней торговли. С целью автоматизации работы контролирующих органов на границе в настоящее время в России создается электронная система «единого окна», которая будет представлять собой программный продукт, объединяющий все созданные к настоящему времени автоматизированные системы, обрабатывающие внешнеторговую документацию, используемую всеми участниками сделок – экспортерами, импортерами, таможенными брокерами, перевозчиками, банками, страховыми компаниями, администрацией портов, таможенными управлениями, иммиграционными и карантинными службами. В результате мы сможем получить возможность осуществления всех предусмотренных законом процедур для оформления экспортной или импортной сделки путем однократного введения унифицированной электронной информации в компьютерную систему и ее разовой пересылки. Это, несомненно, скажется на повышении качества работы всех пользователей системы, существенном снижении издержек, упрощении процедур и формальностей, возможности совместимости с другими аналогичными зарубежными системами.

Первым шагом к созданию такой системы является разработка единых электронных шаблонов документации, что позволит путем однократного введения электронных данных осуществлять прохождение экспортных и импортных формальностей. Далее к уже созданной сети необходимо будет подключение не вошедших в нее автоматизированных систем обмена данными и документами по внешнеторговым сделкам.

В целях совместимости подобных систем, применяемых в разных странах, под эгидой Всемирной таможенной организации разработаны международные стандарты обмена данными WCO Data Model. Они учитывают соответствующие наработки Европейской экономической комиссии ООН и Европейского союза в данной области, в целях упрощения и оптимизации внешней торговли и таможенных процедур.

Завершая свое выступление хочу отметить, что перед таможенной службой Российской Федерации стоит сложная и амбициозная задача – максимально возможное и максимально эффективное внедрение принципа «единого окна». Эту задачу мы, конечно же, выполним и тем самым внесем свой вклад в дело развития внешнеторговых отношений России и зарубежных государств, в первую очередь наших соседей.

Благодарю за внимание!

Пресс-служба ФТС РФ 29.03.07