29.12.12

Вопросы перемещения товаров автомобильным и морским транспортом обсудили в Калининградской областной таможне

Очередное заседание Консультативного совета по таможенной политике при Калининградской областной таможне было посвящено двум актуальным для калининградских бизнес-структур темам: реализации Решения комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 и совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морских транспортом. В обсуждении приняли участие постоянные члены Совета - руководство Калининградской областной таможни, представители деловых кругов, а также органов исполнительной и законодательной власти. Заседание приветственным словом открыл начальник Калининградской областной таможни Александр Кочнов. Поздравив присутствующих с наступающими праздниками, он озвучил некоторые предварительные итоги работы таможни, заметив, что в связи с реализацией проекта «Зеленый коридор» и Соглашения о малом приграничном движении на российско-польской границе нагрузка у калининградских таможенников значительно возросла. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года российскую границу пересекло на 42% больше легковых транспортных средств, - сказал Александр Кочнов. – Это дополнительно 1,3 млн. автомобилей, и лишь пятая их часть принадлежит жителям Калининградской области». Что касается непосредственно темы заседания, а именно введения обязательного предварительного информирования товаров, ввозимых автомобильным транспортом на территорию Таможенного союза, начальник таможни констатировал факт отсутствия очередей на таможенных постах: «Работа с предварительным информированием ведется четко и перевозчиками, и нами, машины оформляются практически «с колес».

Более подробно об итогах реализации Решения комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 собравшимся доложил первый заместитель начальника Калининградской областной таможни по таможенному контролю Сергей Амельянович. По его словам, в текущем году отмечен рост объема грузовых перевозок на 10%. Благодаря большой работе, проделанной таможенниками совместно с калининградскими перевозчиками, ситуация на пунктах пропуска сложилась вполне позитивная: сведения о более, чем 99% товарных партий поступают в таможенный орган заблаговременно, причем большая часть предварительной информации – около 60% - подается через Портал ФТС. «Переход на обязательное предварительное информирование прошел успешно, так как в результате заблаговременной разъяснительной и методической работы, проводимой таможней, порядка 85% представителей бизнеса использовали эту технологию ещё до вступления в силу Решения, - сообщил Сергей Амельянович. – На сегодняшний день, благодаря использованию информации в электронном виде для заполнения транзитной декларации, более чем на 20% сократилось время нахождения транспортного средства в пункте пропуска». По-прежнему тормозят процесс те перевозчики, которые подают предварительную информацию не заранее, а непосредственно в пункте пропуска; помимо этого, 10% поступающей информации требует корректировки вследствие ошибок декларантов, что существенно увеличивает время оформления товара. У таможни остается ещё один проблемный вопрос, связанный с тем, что для оформления одной товарной партии таможенному инспектору приходится использовать около 6 программных средств. Их оптимизация, сведение в единую базу поможет ещё больше ускорить процесс таможенного оформления. Среди предложений, призванных облегчить работу перевозчиков, - установка электронных терминалов вблизи пунктов пропуска, где водитель мог бы распечатать штрих-код предварительной информации, а также узнать, на каких этапах оформления находятся товары.

Также слово взял руководитель филиала АСМАП по Калининградской области Алексей Егоров, поблагодарив руководство Калининградской областной таможни за совместную работу и достигнутое взаимопонимание в обсуждаемом сегодня вопросе. От имени калининградских перевозчиков докладчик сообщил, что объёмы перевозок АСМАП увеличились на 10%, а время пребывания транспортного средства в пункте пропуска сократилось на 20%, и высказал только одно предложение: выявлять профили риска ещё на этапе подачи предварительной информации. Такая работа, по мнению АСМАП, позволит значительно повысить проходимость пунктов пропуска.

Сергей Амельянович сообщил, что по этому направлению работа уже ведется, а также призвал участников ВЭД все проблемы, выявляемые в ходе работы с предварительным информированием, доводить до сведения таможни в короткие сроки, так как для их решения просто необходима обратная связь.

Второй пункт повестки – совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морских транспортом – вызвал жаркое обсуждение участниками заседания. Начальник службы организации таможенного контроля Калининградской областной таможни Светлана Куманева отметила, что Калининградская область является западными морскими воротами Российской Федерации. Понимая важность оперативного урегулирования всех возникающих затруднений в таможенной сфере, ФТС России и Северо-Западное таможенное управление уделяют огромное внимание решению вопроса по совершенствованию и ускорению проведения таможенных операций как в отношении морских судов, так и в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом. Также она озвучила некоторые итоги работы таможни, касающиеся оформления морских судов. «За 11 месяцев текущего года объем товаров, перемещенных морским транспортом составил 9,21 миллионов тонн, по состоянию на 15 декабря 2012 года таможней произведено 5437 оформлений приходов и отходов судов, - доложила Светлана Куманева. - В текущем году только в 14% случаев должностные лица таможни поднимались на борт судна в составе комиссии, в остальных случаях оформление судна проводилось документально». В продолжение темы представители ОАО «Калининградский морской торговый порт», Калининградского Управления Северо-Западного Бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» выступили с докладами, обозначив существующие на сегодняшний день проблемы. Так, из-за действующего таможенного законодательства, по их мнению, страдает реализация проекта бункеровки транзитных судов и, как следствие, падает объем инвестиций и грузооборота в портах. Также докладчики отметили юридическое противоречие между таможенными и морскими транспортными руководящими документами по приему товара в контейнерах на временное хранение. Кроме того, были высказаны пожелания создать в Морском порту Калининград один таможенный пост с расширенной компетенцией по таможенному оформлению.

Озвученные представителями портов проблемы было решено вынести за рамки Консультативного совета и в ближайшее время организовать отдельное совещание с участием начальников таможенных постов для более детального обсуждения поднятых вопросов и выработки путей их решения. Также слово взял министр экономики Калининградской области Вадим Амстель, заметив, что затронутые темы должны обсуждаться не столько с контролирующими органами, сколько с законодательными. Он попросил всех выступавших в короткие сроки направить четко сформулированные проблемы в Правительство Калининградской области, для передачи их на федеральный уровень решения.

Отделение по связям с общественностью Калининградской областной таможни