09.12.08

В ТПП РФ прошли Общественные слушания по проекту Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ

В Торгово-промышленной палате РФ прошли Общественные слушания по проекту Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации.

Мероприятие было организовано по инициативе территориальных торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей и организаций – членов ТПП РФ, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

Среди участников слушаний представители Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и СФО, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной таможенной службы, Ространснадзора, Россельхознадзора и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Открыл и вел заседание вице-президент ТПП России Сергей Катырин.

Он, в частности, отметил, что сегодня первое обсуждение Концепции на площадке ТПП РФ и призвал собравшихся к разумному подходу к обсуждению положений этого документа. Концепция находится в разработке, и все высказанные предложения будут выслушаны и проанализированы.

С основным докладом выступил начальник Аналитического управления Федеральной таможенной службы РФ Владимир Ивин.

Комментируя Концепцию, он подчеркнул, что её целью является повышение экономической безопасности Российской Федерации путем совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных регионов и снижения транспортной нагрузки на крупные города страны, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом. Перед таможенной службой была поставлена задача исключить возможность перемещения по таможенной территории России товаров, в отношении которых незавершен процесс таможенного оформления. Необходимо сократить плечо доставки товаров между многосторонними автомобильными пунктами пропуска и потребителем. Разработка документов для реализации данной Концепции перешла в практическую стадию. Грузы должны проходить таможенное оформление вблизи таможенной границы и далее следовать к потребителю. Ныне существующая система перемещения товаров создает дополнительную нагрузку на транспортную сеть, в итоге возникают проблемы для организации эффективного таможенного контроля. Распространена ситуация, когда большегрузные трейлеры оформляются в одной таможне, а затем следуют в соседний или какой-либо другой регион страны.

Для исправления этого необходимо создать сеть складов терминального типа, расположенных вдоль границы и стоящих рядом с многосторонними автомобильными пунктами пропуска. Эти терминалы будут перехватывать транспортные потоки, в них будет проводиться таможенное оформление грузов. По завершению всех процедур товары будут выпускаться в свободное обращение. Таким образом, будет сформирован второй рубеж экономической безопасности государства. В заключение своего выступления Владимир Ивин отметил, что Концепция предназначена как для экспортных, так и импортных товаров. При таможенном оформлении грузов будет широко использоваться Интернет.

После доклада завязалась конструктивная дискуссия по обсуждению положений проекта Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации.

Первыми свои предложения и замечания по Концепции высказали участники слушаний, представляющие государственные структуры. Представитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ Валентина Косенко отметила, что в Концепции необходимо уделить значительное внимание лекарственным средствам как специфическому виду товара. Лекарства требуют обязательного декларирования качества, а также специфических условий доставки и хранения. В связи с этим необходимо соблюсти эти требования при создании новых терминалов вдоль границы, а также предусмотреть присутствие на складах квалифицированного персонала по контролю за качеством лекарств.

Заместитель начальника Управления государственных услуг Агентства по информационным технологиям РФ Игорь Загорский привлек внимание собравшихся к тому, что в документе мало отражена роль современных информационных технологий. Они могут явиться одним из локомотивов претворения Концепции в жизнь. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность документирования таможенно-логистических процессов.

Точку зрения бизнес-сообщества по этому вопросу представил руководитель МДП и таможенных систем Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Михаил Савин. По его мнению, Концепция не затрагивает вопрос организации международных автоперевозок. Удаленность получателя от мест таможенного оформления в условиях отсутствия действенных механизмов электронного декларирования может увеличить время выпуска товара в свободное обращение в местах его декларирования. По итогам 2007 года с применением современных технологий было оформлено немногим более 4 процентов товаров. Требуется проведение анализа пропускной способности существующих дорог, вероятность их перегрузки в связи с переориентированием грузовых потоков, а также стоимости затрат на реализацию Концепции.

Глава Комитета по ВЭД и таможне общественной организации «Опора России» Леонид Лозбенко призвал заинтересованные ведомства активней работать с таможенной службой с целью улучшения Концепции. Бизнес-сообщество должно во взаимодействии с министерствами и ведомствами минимизировать финансовые издержки. Концепция должна приносить максимальный экономический эффект. Необходимо выстраивать отношения в этом вопросе с сопредельными государствами, а также определить роль таможенных брокеров. Если этого не произойдет, тысячи людей, занятых в этом бизнесе, могут потерять рабочие места. В данной ситуации нужно поддержать таможенные органы с целью организации эффективной системы таможенного оформления.

Заместитель министра транспорта Евгений Москвичев отметил, что Минтранс РФ уходит с таможенной границы и впредь будет осуществлять выборочный транспортный контроль на федеральных трассах. В Концепции должна быть отражена необходимость обеспечения эффективной и качественной доставки товара потребителю. В связи с этим остро стоит вопрос оборудования дорог в соответствии с европейскими стандартами. Большегрузный автотранспорт должен передвигаться по территории России быстро и безопасно.

Начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин прокомментировал замечания выступавших и заметил, что в дополнение к существующей инфраструктуре необходимо обустроить около 40 таможенно-логистических терминалов вблизи многосторонних автомобильных пунктов пропуска. Стоимость объектов составит 9 млрд рублей, окупаемость - около 5 лет. Пропускная способность терминалов составит от 250 до 2 тыс. единиц большегрузного автотранспорта в сутки. В настоящее время ФТС России согласовала Концепцию с ФСБ, Росграницей РФ, Минздравом РФ, а также с рядом других министерств и ведомств. Готовится отдельная Федеральная целевая программа с целью определения сроков и объемов финансирования создания необходимой инфраструктуры вдоль таможенной границы.

В заключение вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин отметил, что все высказанные замечания и пожелания будут переданы в ФТС России для дальнейшей работы.

Торгово-промышленная палата РФ

parlcom.ru 09.12.08