24.06.10

В Дальневосточном таможенном управлении состоялось заседание Консультативного совета, посвященное вопросам формирования Таможенного союза и таможенного законодательства Таможенного союза

Во Владивостоке состоялось внеочередное заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении. Как сообщает Пресс-служба ФТС РФ, на заседании были рассмотрены вопросы о таможенном законодательстве Таможенного союза, о мероприятиях ФТС России в связи с введением в действие с 01.07.2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза, о противодействии коррупции в таможенных органах ДВТУ в части взаимодействия со средствами массовой информации и участниками внешнеэкономической деятельности и информирования ими таможенных органов об известных им фактах злоупотреблений и нарушений.

Впервые заседание Консультативного совета проводилось в режиме видеоконференцсвязи со всеми таможнями дальневосточного региона. В заседании приняли участие 120 должностных лиц дальневосточных таможенных органов, а также представители 182 участников внешнеэкономической деятельности и 24 средств массовой информации Дальнего Востока.

С вступительным словом к собравшимся обратился начальник ДВТУ С.В. Пашко, который отметил, что национальное таможенное законодательство России в нынешнем виде доживает последние дни - 1 июля на смену должны прийти Таможенный кодекс Таможенного союза, федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», другие акты. Таможенные органы активно готовятся к работе по новым правилам. Очевидно, что и бизнес тоже должен готовиться к деятельности в новых условиях. Уже сегодня руководство компаний должно нацелить своих юристов, специалистов по логистике на выработку своевременных решений для развития своего бизнеса в условиях Таможенного союза. Это особенно касается брокеров и специалистов по таможенному оформлению. ДВТУ со своей стороны готово по мере сил содействовать бизнесу в этом вопросе.

Как известно, 27 ноября 2009 года Россия, Белоруссия и Казахстан объявили о создании Таможенного союза трех стран, что предусматривает создание Единой таможенной территории Таможенного союза и введение Таможенного кодекса Таможенного союза. Решение было принято в Минске на заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который также является высшим органом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 с 1 января 2010 года вступили в силу Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008; Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009; Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009.

Единый перечень, Положения, Решение опубликованы на сайте Комиссии Таможенного союза (http://www.tsouz.ru/).

Вступление в силу с 1 января 2010 года пакета документов по единому тарифному и нетарифному регулированию, включающего Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру, ознаменовало завершение периода подготовки и начало периода создания Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года в практику таможенных органов Российской Федерации будут внедряться новые понятия, по-новому будут регулироваться ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов будет изменена их правовая природа и смысловое наполнение.

Формирование правовой базы Таможенного союза осуществляется в соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2007-2010 годы.

Правовая база в таможенной сфере состоит из трех частей: Таможенный кодекс Таможенного союза; международные соглашения по вопросам, не урегулированным Таможенным кодексом Таможенного союза; решения Комиссии Таможенного союза.

Вопросы, не урегулированные Таможенным кодексом Таможенного союза, решаются путем подписания государствами-членами Таможенного союза международных договоров. В частности, международными соглашениями утверждены:

- вопросы организации деятельности Комиссии Таможенного союза: состав, полномочия, правила процедуры, правовой статус принимаемых ею решений.
- порядок ведения таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза; Установлено, что каждое из государств-членов Таможенного союза определит уполномоченный орган государственной власти для ведения соответствующей статистики. В РФ – статистика внешней торговли ведется ФТС России, взаимной торговли – Росстатом.
- единый таможенный тариф и товарная номенклатура, единые правила определения страны происхождения товаров, таможенной стоимости,
- порядок ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза и взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза между собой, а также с правообладателями, иными организациями и гражданами по вопросам, связанным с ведением единого реестра;
- основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин;
- принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе;

Комиссия Таможенного союза в пределах своих полномочий принимает 2 вида актов:

- решения, имеющие обязательный характер для Сторон;
- рекомендации, не носящие обязательного характера.

Решения Комиссии Таможенного союза подлежат непосредственному применению в государствах - участниках Таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами государств - участников Таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии таможенного союза соответствующих полномочий. Таким образом, Решения Комиссии не подлежат ратификации и имеют прямое действие.

В частности, Комиссией Таможенного союза уже урегулированы вопросы:

- о порядке заполнения декларации на товары; утверждена форма декларации на товары;
- о порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров;
- о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании, о порядке внесения изменений в таможенную декларацию после выпуска товаров;
- урегулированы вопросы предоставления тарифных льгот, функционирования единой системы нетарифного регулирования Таможенного союза;
- утвержден единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза;
- утверждены формы таможенных документов: свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков; акты применения форм таможенного контроля, предварительного решения по классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД.

Те вопросы, регулирование которых отнесено к ведению государств – членов таможенного союза, будут разрешены путем издания национального законодательства. В Российской Федерации планируется к изданию Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который в свою очередь, содержит ссылки на постановления правительства и ведомственные документы. В проекте Закона полномочия ФТС России существенно сокращены. За ФТС России остаётся решение исключительно процедурных вопросов: механизм реализации требований, непосредственно установленных Таможенным кодексом таможенного союза, последовательность действий при совершении таможенных операций, утверждение форм некоторых документов.

Таможенный кодекс Таможенного союза по структуре существенно отличается от Таможенного кодекса Российской Федерации. Таможенный кодекс Таможенного союза, как и большинство кодексов, состоит из 2 частей: общей и специальной.

Общая часть содержит вопросы материального права и состоит из 3 разделов:

1) основные положения;
2) таможенные платежи;
3) таможенный контроль.

Специальная часть кодекса регламентирует осуществление таможенных операций и таможенных процедур, в частности, разделив их на следующие разделы:

1) таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;
2) таможенные операции, связанные с помещением под таможенную процедуру;
3) и непосредственно на таможенные процедуры, предусмотрев их виды и соответствующие особенности.

В заключение на заседании Консультативного совета была озвучена информация о противодействии коррупции в таможенных органах ДВТУ в части взаимодействия со средствами массовой информации и участниками ВЭД и информирования ими таможенных органов об известных им фактах злоупотреблений и нарушений.

Планом противодействия коррупции в таможенных органах Дальневосточного таможенного управления на 2009 -2010 годы определены мероприятия, направленные на противодействие коррупции. В их числе есть несколько пунктов, напрямую касающихся участников внешнеэкономической деятельности. Это мероприятия, направленные на совершенствование системы обратной связи с участниками ВЭД, на оперативное реагирование и пресечение незаконных действий, привлечение виновных к установленной законом ответственности. В том числе, организация взаимодействия с участниками ВЭД в части информирования ими таможенных органов об известных им фактах злоупотреблений и нарушений. В этих целях в ДВТУ и таможнях действуют телефоны доверия. Полный список телефонов доверия ДВТУ и таможен можно найти на официальном сайте ДВТУ (www.dvtu.customs.ru) в разделе «Противодействие коррупции», подразделе «Телефоны доверия».

На официальном сайте ДВТУ поддерживаются специальные разделы с обратной связью для сообщения информации о фактах проявления коррупции в таможенных органах. Так, зайдя на сайт ДВТУ в раздел «Противодействие коррупции», подраздел с названием «Направить обращение в ДВТУ» можно направить электронное сообщение в ДВТУ.

Кроме того, в ДВТУ проводится ежедневный мониторинг региональных СМИ с целью выявления публикаций, в которых содержится информация о коррупционных проявлениях в таможенных органах региона. Такие публикации передаются руководству ДВТУ, а также в подразделения собственной безопасности и подразделения инспектирования и профилактики правонарушений. С начала этого года руководству и в подразделения собственной безопасности и подразделения инспектирования и профилактики правонарушений было направлено 4 таких публикации, по ним проводятся проверки.

VCH.RU ; 24.06.10