17.01.05

Среди тем, обсуждаемых в Женеве в рамках переговоров о вступлении России в ВТО, таможня - одна из наиболее сложных и тяжелых.

Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму провел расширенное заседание, темой которого стали вопросы состояния и перспективы развития законодательства РФ в области регулирования внешнеторговой деятельности, реформы таможенно-тарифной политики и хода переговорного процесса по присоединению России к ВТО. По словам председателя Комитета Валерия Драганова, в наступившем году "депутаты комитета делают приоритетным в своей работе фактор внешней торговли, таможенный фактор". Депутатов Комитета волнует, что по-прежнему основным критерием оценки деятельности ФТС является сумма взысканных платежей. "Мы хотим понять, отметил В.Драганов, правильно ли или нет, что, сосредотачивая свое внимание на фискальной части, не хороним ли мы отечественную промышленность. Как использовать таможенно-тарифные механизмы для достижения экономического роста страны в целом".

Как считает заместитель руководителя ФТС РФ Юрий Азаров, общий итог применения новой редакции Таможенного кодекса РФ показал действенность, он в целом соответствует современным требованиям и является "работающим кодексом". Ю.Азаров отметил необходимость формирования нормативной базы, сопутствующей кодексу, это, прежде всего, касается приведения в соответствие с Таможенным кодексом закона РФ "О таможенном тарифе" и внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Директор департамента торговых переговоров Миэкономразвития РФ Максим Медведков сообщил депутатам, что в настоящее время завершены переговоры о вступлении в ВТО со странами, на долю которых приходится 80% российской внешней торговли. Однако по его словам, среди тем, обсуждаемых в Женеве, таможня - одна из наиболее сложных и тяжелых.

Претензии ВТО сводятся, прежде всего, к вопросам таможенной стоимости, ограничению пунктов пропуска таможенных грузов, изъятия из общего таможенного режима в пользу физических лиц и транспарентности таможенного законодательства. Заместитель председателя Комитета Алексей Лихачев, говоря о состоянии и перспективах развития законодательства в области регулирования внешнеторговой деятельности, выделил пять основных направлений, над которыми предстоит серьезная совместная законотворческая работа депутатского корпуса, правительства и бизнес-сообщества: таможенное законодательство, законодательство об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, регулирующее законодательство (законы о валютном контроле, банковской деятельности, страховой, оборот алкоголя, лицензирование, техническое регулирование), специфический блок законов связанных с агропромышленным рынком, с проблемой Калининградского транзита и направление, связанное с защитой прав интеллектуальной собственности.

Олег Скорлуков рассказал о проблемах определения таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления. По словам заместителя председателя Комитета, в настоящее время отмечается большое количество жалоб участников внешнеэкономической деятельности, а также случаев, когда принятые решения должностных лиц таможенных органов при определении заявлений и контроля таможенной стоимости обжалуются в судах. В большинстве случаев суд встает на сторону импортеров. Таможенная стоимость оказалась точкой соприкосновения, в которой столкнулись "задача наполнения доходной части федерального бюджета путем выполнения ФТС установленных плановых заданий и законности, принимаемым таможенными органами, решений. Сегодня порядок определения и контроль таможенной стоимости базируется на правовых нормах, содержащихся в устаревшем законе 1993г., имеется в виду закон "О таможенном тарифе". В Комитете по бюджету и налогам сегодня ведется работа над законопроектом "О внесении изменений в закон "О таможенном тарифе РФ", принятым в первом чтении. Разработчики данного законопроекта ставили перед собой основную цель изменить закон, учитывая перспективы вступления России в ВТО. Но, к сожалению, подчеркнул О.Скорлуков, пока не удалось решить основную проблему - это отсутствие четких критериев и размытость понятий, результатом которых становится произвол таможенных чиновников.

О состоянии приграничной инфраструктуры, пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, а также других видов контроля на российско-китайской границе участникам заседания рассказал заместитель Председателя Комитета по безопасности Виктор Войтенко. По его мнению, на примере российско-китайской границы можно сделать вывод, что имеет место "недостаточно четкая регламентация функций в сфере координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в пунктах пропуска через границу".

По итогам работы заседания, подчеркнул В.Драганов, будет разработано решение Комитета, в котором обязательно будут отражены озвученные предложения. Первое касается необходимости в весеннюю сессию внести очень важные и своевременные поправки во все сферы законодательства, которые сегодня необходимы для обеспечения в завершении переговоров присоединения в ВТО. Второе должно касаться роли и места таможенно-тарифного фактора в общей стратегии экономического развития страны.

АБН 17.01.05