21.08.19

Сибирское таможенное управление информирует о преимуществах статуса уполномоченных экономических операторов

Институт уполномоченных экономических операторов функционирует в Российской Федерации с 2012 года. Государство предоставляет лицу, получившему статус уполномоченного экономического оператора, привилегированное положение, устанавливая ряд таможенных льгот по сравнению с общим порядком таможенного декларирования:

сокращение числа передаваемых в таможенные органы сведений,

сокращение объема проводимого фактического и документального контроля,

приоритетное проведение контрольных мероприятий в случае проведения таможенными органами фактического контроля,

право требовать отдельного места (территории) для проведения таких контрольных мероприятий и прочее.

Правом Евразийского экономического союза расширено количество специальных упрощений с 3 до 16. Под специальными упрощениями понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля и иные особенности, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.

В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы осуществляют категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.

Одной из основных новелл Таможенного кодекса Евразийского экономического союза является отнесение юридических лиц, получивших статус УЭО, к категории низкого уровня риска, что обеспечивается доверием к участникам ВЭД и проведением выборочного незначительного таможенного контроля в отношении их товаров.

В зависимости от предоставляемых специальных упрощений административно-правовой статус УЭО имеет три разновидности с учетом типа свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. Системы специальных упрощений для трех типов свидетельств различаются, при этом часть видов упрощений в них совпадает.

К основным условиям присвоения статуса УЭО относятся:

- активное участие в ВЭД,

- отсутствие задолженности по таможенным платежам,

- отсутствие преступлений и правонарушений,

- отсутствие налоговой задолженности,

- представление финансовых гарантий,

- соблюдение требований к системе учёта, площадкам, транспортным средствам и работникам,

- отсутствие взаимосвязи с УЭО, исключённым из Реестра.

Перечень специальных упрощений не только значительно расширился, в сравнении с предыдущим таможенным законодательством, но и является открытым. При этом Евразийская экономическая комиссия наделена правом устанавливать иные специальные упрощения для данной категории лиц.

Наибольшие перспективы развития института УЭО, особенно для производственных предприятий, ориентированных на развитие экспорта, связаны с взаимным признанием статуса УЭО иностранными государствами. Реализация этой задачи планируется в форме заключения соглашений о взаимном признании УЭО, в соответствии с которыми страны-участники определяют перечень взаимных упрощений.

Реализация потенциала, заложенного в институт УЭО, и его взаимное признание с государствами, не входящими в Евразийский экономический союз, будут способствовать увеличению объемов несырьевого экспорта российских товаров. Как показывает мировой опыт, экспортно-ориентированные компании, имеющие статус УЭО и участвующие во взаимном признании, получают преимущества на зарубежных рынках перед теми, кто данного статуса не имеет.

Пресс-служба СТУ