04.06.20

Россия переключает на себя грузопотоки между Китаем и ЕС с помощью БАМа и Транссиба

Выделенные в этом году кабмином 60,5 млрд рублей на развитие БАМа и Транссиба станут существенным вкладом в развитие экономики после проблем начала 2020 года. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС, кандидат экономических наук Павел Грибов.

Президент РФ Владимир Путин поручил выделить в 2020 году ОАО "Российские железные дороги" 60,5 млрд рублей на проекты расширения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Правительство сегодня утвердило выделение этой суммы, и вскоре РЖД начнет ее осваивать. При этом 30,5 млрд рублей из нее - средства, изначально запланированные на 2021 год. Средства поступят из Фонда национального благосостояния и пойдут на развитие железнодорожной инфраструктуры.

Речь идет об увеличении провозной способности БАМа и Транссиба в полтора раза. Стартовал проект в 2015 году, однако реализовывался из-за проблем с согласованием документов крайне медленно. 2020 год станет переломным: уже в этом году провозная способность двух железнодорожных магистралей вырастет на 66,8 млн тонн в год к уровню 2012 года - до 124,9 млн тонн. Достижение показателя в запланированные 180 млн тонн изначально планировалось в 2024 году, но российское руководство явно форсирует события.

"Строительство всегда является важным аспектом развития экономики, а в последние годы оно и вовсе являлось одним из локомотивов экономического роста РФ, - отмечает Грибов. – И в национальных проектах, и в перспективных планах правительство традиционно отводит инфраструктурным проектам особую роль, выводя их в приоритеты. И это вполне оправдано – столь масштабные и дорогостоящие работы предполагают серьезный рывок для экономики.

В частности, вскоре после выделения денег заказчик работ начнет закупку техники, стройматериалов и услуг подрядчиков, что активизирует торговые процессы и даст возможность бизнесу оперативно перейти из состояния застоя к активной и оплачиваемой работе. Кроме того, будет создано огромное количество рабочих мест, что для Сибири, а особенно для Дальнего Востока, крайне актуально. Помимо экономических вложений проекты снимут социальное напряжение в этих регионах и улучшат материальное положение местных жителей".

Российский грузооборот резко вырастет

Модернизация БАМа и Транссиба - один из крупнейших инфраструктурных проектов в России. Первый этап предусматривает расширение в 2020 году Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Реализация второго этапа развития магистралей позволит увеличить их пропускную способность до проектного уровня.

Необходимость в этой работе стала понятна, когда Европа начала реформирование своей энергетической системы. Страны ЕС утвердили планы по отказу от угля в энергетике с переходом на более экологичные энергоносители. Соответственно, упал и спрос на российский уголь, а цена на него и вовсе опустилась до минимальных значений. Восточные же страны, наоборот, готовы покупать по приемлемым для обеих сторон ценам твердое топливо, однако проблемы с транспортировкой сковывали возможность наращивать поставки.

"Восточное торговое направление останется актуальным еще многие годы, даже несмотря на то что Китай постепенно отходит от угольной энергетики. Ведь БАМ и Транссиб – это возможность использовать дальневосточные порты в поставках целому ряду стран российской продукции. А это не только уголь, но и металлы, и другое сырье, и продукция с добавленной стоимостью. Сама возможность задействовать порты Дальнего Востока – это серьезные перспективы для России.

БАМ и Транссиб – это, конечно, логистическая основа для переправки по воде всей номенклатуры российских товаров. А значит, перспектива в развитии торговли и получении доходов. Сложно оценить, насколько удастся реализовать планы по реконструкции магистралей – все же прошла уже треть 2020 года, и нет возможности понять, какой объем из запланированного до конца декабря удастся реализовать. Однако экономический эффект регионы, куда придут средства, почувствуют довольно быстро", - подчеркивает Грибов.

Логистика от Китая до Европы

Расширение БАМа и Транссиба в целом входит в проект так называемого Восточного полигона – работы подразумевают модернизацию или строительство более 200 объектов для достижения поставленных задач. Это строительство дополнительных путей и развитие станций на таких участках, как Мариинск-Тайшет, Междуреченск-Тайшет, Хабаровск-Находка. Часть объектов относятся к проекту РЖД по скоростной доставке контейнеров от дальневосточных портов к западным границам России.

При этом вскоре в России пройдет голосование по поправкам в Конституцию, одна из которых обязывает государство создавать условия для устойчивого экономического роста страны и доходов ее населения. В масштабах и реалиях РФ решение этих задач всегда обеспечивали масштабные инфраструктурные проекты. Неделя голосования в России завершится 1 июля, а ЦИК обещает сделать процесс волеизъявления безопаснее, чем поход в магазин, несмотря на COVID-19.

"Россия стремится сделать БАМ и Транссиб эффективной системой перевозки товаров между Европой и Китаем. Правда, БАМ не совсем подходит для этого чисто географически – эта структура призвана загружать порты. А что касается Транссиба, то его возможности уже исчерпаны – магистраль загружена практически на 100%. Мы уже возим по ней товары из Китая в Евросоюз, обеспечиваем собственные поставки. Логика требует расширения потенциала этого сотрудничества.

Поэтому БАМ и Транссиб будут модернизировать до уровня современных скоростей и грузопотоков – эти вложения окупятся довольно быстро. Китай осваивает все возможные направления товарных поставок во все страны мира. И пока у нас крайне ограничены возможности железнодорожных магистралей, РФ пребывает в тупике. Когда появится дополнительный потенциал, он перерастет в товарооборот, прибыли и новые контракты", - заключает Павел Грибов.

Экономика сегодня