03.06.05

Предприниматели смогли доказать, что введение предотгрузочной инспекции принесет бизнесу большие убытки

Предприниматели, похоже, смогли пролоббировать свои интересы и доказать, что создание предотгрузочной инспекции принесет бизнесу большие убытки. Несмотря на все усилия МЭРТ, решение о введении предотгрузочной инспекции переносится на неопределенный срок.

"Решение пока не принято, в настоящее время правительство рассматривает все аргументы за и против введения в стране такой меры",- сообщил на конференции "Таможенные, правовые и налоговые вопросы внешнеэкономической деятельности" начальник отдела национального режима в торговле товарами и доступа на внешние рынки Минэкономразвития Владимир Логинов.

Как уже сообщал "Бизнес", принятый в конце 2003 года Закон об основах госрегулирования внешнеторговой деятельности предусматривает создание предотгрузочной инспекции. В обязанность ей вменяется проверка качества, количества, цены и правильности кодирования импортируемых товаров из так называемой группы риска (в том числе бытовой техники, электроники, мебели, одежды) на территории страны-экспортера. Следить за деятельностью импортеров должна российская или иностранная компания, выбранная на конкурсной основе.

Необходимость подобного дополнительного контроля, по заявлению МЭРТ, связана с тем, что у таможенников не хватает сил и возможностей полностью досматривать весь импорт. При этом, по замыслу МЭРТ, оплата дополнительного досмотра ложится на плечи импортеров и обойдется им в 1% от стоимости ввозимого товара. Общие потери, бизнеса, по предварительным подсчетам, могут составить около $800 млн в год. Предпринимательские круги были возмущены предложением МЭРТ. Письма премьеру Михаилу Фрадкову писали и президент объединения малого бизнеса "ОПОРА России" Сергей Борисов, и президент "Деловой России" Борис Титов. Активно выступали против предложения МЭРТ председатель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, московский мэр Юрий Лужков.

Похоже, что эти обращения возымели действие. Во всяком случае, как стало известно "Бизнесу", именно премьер Михаил Фрадков месяц назад затормозил создание инспекции.

"Усилия бизнеса теперь направлены на то, чтобы решение о создании подобных инспекций стало гласным, а не принималось в узком кругу заинтересованных ведомств. Например, Минэкономразвития никогда не скрывало, что сегодня в стране нет компании, которая могла бы взять на себя подобную инспекцию,- сказал "Бизнесу" эксперт комитета "ОПОРЫ России" по таможенному регулированию и внешнеэкономической деятельности Борис Фантаев.- В качестве возможного кандидата на эту роль называлась швейцарская компания SGS. Вызывает недоумение то упорство, с которым министерство пытается отдать весь контроль за импортом иностранной компании". По словам экспертов, наивно думать, что инспекция решит проблему "серого" импорта.

Позицию эксперта поддерживает координатор комитета по защите интеллектуальной собственности содружества "Русбренд" Алексей Поповичев. "Фактически предотгрузочная инспекция призвана подменить национальные таможенные органы. Но более логично было бы инвестировать в ФТС (увеличивать автоматизацию, повышать квалификацию сотрудников), нежели лишать ее определенных функций,- утверждает он.- Предложения, которые выдвигает МЭРТ, могут привести к негативным для бизнеса последствиям, поскольку велика вероятность возникновения дополнительных административных барьеров". "Также не исключено, что повысятся цены для конечного потребителя продукции",- считает Поповичев.

Бизнес 03.06.05