28.12.11

Об итогах деятельности Таможенного союза в 2011 году, предложениях по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики таможенного союза

Для бизнеса в целом играет роль не сам по себе Таможенный союз (далее - ТС) как организационное решение, а те изменения законодательства и процессов, которые сопутствуют этому решению, в первую очередь, это новые правила игры в таможенной сфере. Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС в большей степени соответствует международным соглашениям, следовательно, для любого международного контракта и его участников сумма ожиданий должна в большей степени совпадать с реальностью.

В течение 2011 года в ТПП России поступала информация от территориальных ТПП и отдельных организаций-членов палаты с указанием положительных и негативных моментов в их хозяйственной деятельности, связанных с реализацией таможенного законодательства на территории ТС.

1. Предпринимательское сообщество при этом отмечает ряд основных положительных преимуществ Таможенного союза для развития бизнеса:

* более четкое соблюдение законодательства по основным вопросам таможенного контроля;
* нормы таможенного регулирования в основном прозрачны и однозначны, исключают произвольное толкование;
* единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
* свободное перемещение товаров во взаимной торговле;
* расширение рынков сбыта товаров и услуг с минимизацией издержек;
* повышение безопасности производства и потребления товаров (разработка и утверждение единых для ТС технических регламентов);
* улучшение качества товаров и услуг (за счет повышения конкуренции в рамках ТС);
* расширение инвестиционной деятельности;
* развитие производственной кооперации, создание устойчивых производственных цепочек.

2. Проблемы и недостатки таможенного администрирования Таможенного союза.

По мнению предпринимательского сообщества, проблемы бизнеса, связанные с функционированием ТС, прежде всего, возникали вследствие рассогласования действий таможенных органов в новых условиях. Общеизвестны факты "усиления" контроля на границе вместо его отмены, контроля в отношении всех товаров вместо тех, что перечислены в Протоколе о временных изъятиях; требование документов, подтверждающих происхождение товаров, в тех случаях, когда этого быть уже не должно; требования копий документов, подтверждающих выпуск товаров для внутреннего потребления на территории ТС, отказ в оформлении ряда документов и т.п. - все эти проблемы могут быть квалифицированы как превышение таможенными органами своих полномочий.

По мнению ряда экспертов, одним из факторов, снижающих эффективность реализации таможенного регулирования в ТС оказывает принятый в ноябре 2010г.

закон №311-Ф3 "О таможенном регулировании в РФ", раскрывающий и дополняющий ТК ТС для российской стороны. Фактически закон создает внутри ТС отдельную российскую таможенную территорию, со своими правилами игры и собственным внутренним таможенным законодательством. Поэтому для эффективного решения проблем, связанных с функционированием ТС, а точнее -для того, чтобы российский бизнес почувствовал преимущества работы в условиях ТС, необходимо системное согласование политики КТС (Комиссия таможенного союза) и ФТС России в соответствии с общими целями, задачами и способами их решения на разных уровнях, вплоть до конкретного таможенного инспектора.

2.1 Бизнес-сообщество обращает внимание на тот факт, что при разработке новых нормативных правовых актов таможенного регулирования в рамках действующего ТК ТС и ФЗ № 311 не всегда достигается цель их разработки - упрощение для участников ВЭД процедур таможенных операций, их максимальной прозрачности.

Остановлюсь лишь на двух примерах недостаточной, по мнению бизнес-сообщества, проработки проектов правовых актов, в экспертизе которых участвовали организации-члены ТПП России. Так в конце октября 2011 г. ФТС России направила для проведения экспертизы в ТПП РФ проект приказа "Об утверждении Порядка информационного обмена между декларантами (таможенными представителями) с таможенными органами в рамках декларирования товаров в электронной форме", который был подготовлен в соответствии со статьями 97 и 224№311-Ф3. Полученные экспертные заключения от региональных ТПП (Ленинградская ТПП, Серпуховская ТПП) указывают на то, что данный проект приказа не отвечает Концепции снижения административных барьеров и требует как минимум существенной доработки, а как максимум - полной переработки.

Подобна ситуация с направленным на экспертизу в сентябре т.г. проектом решения КТС от 16.08.2011 г. "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом", по мнению бизнес-сообщества не выполняет роль документа прямого действия. Его реализация в предложенном виде могла бы привести к блокированию процедур таможенного оформления.

Так, проект решения КТС не содержит определенного порядка предоставления сведений: в каком виде подается информация?, в какой таможенный орган подается информация? (орган прибытия либо возможен любой таможенный орган), перечень сведений "размытый" и т.д. Данное решение КТС носит лишь декларативный характер, и устанавливает не понятные обязанности для импортеров (ЗАО "Группа Тарго").

Принятие таких документов только дезорганизуют внешнеэкономической деятельности. Для исключения такой ситуации в будущем, в ноябре 2011 г. ФТС России совместно с общероссийскими некоммерческими организациями согласовали Порядок проведения консультаций с общероссийскими некоммерческими организациями при разработке проектов нормативных правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций. Принятие данного документа - это еще один конструктивный шаг в наших совместных усилиях по созданию цивилизованного правового поля для участников внешнеэкономической деятельности.

2.2. Бизнес-сообщество обращает внимание на технические вопросы информационного обеспечения таможенного регулирования на территории ТС, которые отстают от развития нормативно-правовой базы, что также снижает эффективность реализуемых мероприятий таможенного регулирования в целом:

* представители бизнес-сообщества приводят примеры, когда электронные декларации оформляются дольше бумажных, что снижает оперативность прохождения грузов через таможенную границу;
* в рамках процедуры электронного декларирования представителей бизнес-сообщества волнуют проблема защиты передаваемой информации (коммерческой информации, имеющей статус коммерческой тайны) по открытым каналам сети Интернет;
* отсутствие интегрированной межведомственной информационной системы, не позволяет реализовать концепцию "единого окна", для одноразового ввода информации о декларируемом товаре с дальнейшим ее" использованием в других электронных документах при проведении таможенных операций;
* в рамках вопроса организации предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза у бизнес-сообщества еще остаются вопросы по программно-аппаратной готовности таможенных органов к реализации этого высокоэффективного механизма повышения оперативности выполнения таможенных операций (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков).
По мнению предпринимателей, успешная реализация вопросов информационного обеспечения таможенного регулирования невозможна без четко структурированной и взаимоувязанной нормативно-правовой базы таможни и транспортных ведомств, которая позволила бы исключить ситуации, когда таможенные органы начинают регулировать процессы транспортной экспедиции работу перевозчиков, агентов, терминалов.

3. Техническое оснащение пунктов пропуска, складов временного хранения (СВХ) и порядок применения технических средств для выполнения таможенных процедур.

3.1 Предпринимателями отмечается недостаточная пропускная способность автомобильных пунктов пропуска из-за отсутствия на них современного оборудования, позволяющего проводить различные контрольные операции в автоматическом режиме с минимальным участием человека.

3.2 Владельцы СВХ отмечают, что технология применения формы таможенного контроля - таможенное наблюдение, в соответствии с приказом от 6.04.2011 г. № 715, а также информирование о перечне технического оборудования для таможенного наблюдения, о способах его использования, о форматах документов для протоколирования событий, обеспечивающих фиксирование таможенного наблюдения не разъяснены участникам ВЭД в достаточной степени (ЗАО "Смарт Лоджистик Групп").

3.3. Если в сфере автомобильных перевозок консолидация усилий предприятий отрасли и таможенных органов налицо, то в сфере морских перевозок ситуация в таможенным регламентировании остаются проблемы. В течение 2011 года вопросы по сложившейся ситуации неоднократно поднимал Союз российских судовладельцев. В частности, ими отмечается, что РФ является участницей "Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года", но сложившаяся ситуация с действующими процедурами проверок и значительным объемом представляемых документов препятствует её выполнению (превышение конвенционных требований в 4-5 раз). Все это приводит к задержке оформления транспортных средств и грузов в российских портах, что в итоге негативно сказывается на росте объема экспорта транспортных услуг.

4. Проблемы применения карнетов АТА на территории Таможенного союза и способах их решения.

В настоящее время использование карнетов АТА предпринимательскими кругами, выставочными организациями, другими организациями государств-членов Таможенного союза сдерживается тем обстоятельством, что в Республике Казахстан до конца не завершены все необходимые процедуры по её присоединению к системе АТА. От имени Консультативного совета ТПП стран Таможенного союза ТПП России направила обращение Премьер-Министру Республики Казахстан с просьбой ускорить завершение указанных процедур, а также наделить ТПП Казахстана функциями гарантирующей карнеты АТА организации.

Другой инициативой ТПП России стало предложением о целесообразности заключения трехстороннего межправительственного соглашения о функционировании системы АТА в рамках Единого таможенного пространства. Все эти инициативные шаги направлены на создание благоприятных условий для реализации Таможенной конвенции о карнете АТА.

5. Другие предложения по совершенствованию таможенного администрирования в рамках Таможенного союза.

5.1 Совершенствование системы таможенного контроля и таможенного оформления за счет:

* дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы таможенного регулирования;
* рационального перераспределения таможенных операций с пунктов пропуска в таможни назначения;
* сокращения количества сведений, которые обязан представлять перевозчик на границе в электронном виде при оформлении таможенной процедуры таможенного транзита;
* упрощения формы заполнения таможенной декларации при перевозках автомобильным транспортом смешенных партий товаров (вне зависимости от количества их наименований);
* подачи перевозчиками информации таможенным органам в пунктах пропуска в электронном виде;
* повышения уровня материально-технического оснащения пунктов пропуска.

5.2. Активное внедрение на едином таможенном пространстве системы карнетов АТА.

5.3. Совершенствование наднациональной системы обжалования действий таможенных органов.

Доклад А.В. Захарова, вице-президента ТПП России