27.01.10

О возможности беспошлинного ввоза в Казахстан автомобилей иностранных марок, производимых на территории России

На фоне вступления Казахстана в таможенный союз, не стихают разноречивые и не всегда компетентные прогнозы относительно изменений, которые ожидают отечественный автомобильный рынок.

Так, горячие дискуссии вызвало недавнее заявление, сделанное президентом Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадием Шестаковым.

20 января сего года, представитель ассоциации заверил читателей газеты “Время”, что “произведенные на территории Российской Федерации заграничные машины не значатся как российский товар”, поэтому будут облагаться таможенными пошлинами при ввозе в Казахстан.

Такая оценка, мягко говоря, не соответствует действительности.

Дело в том, что Решением №18 Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 г., от ввозной таможенной пошлины освобождаются автотранспортные средства, выпускаемые предприятиями стран таможенного союза (мощностью не менее 5 000 автомобилей в год), не позднее 01.07.2010 г., подписавшими с государством соглашения о промышленной сборке, предусматривающие выполнение в срок до 84 месяцев следующих обязательств:

выход на проектную мощность не менее 25 000 автомобилей/год;
выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова;
использование не менее 30% автокомпонентов, производимых на территории данного государства.

Формальный перечень таких предприятий предстоит утвердить Комиссии таможенного союза до 1 июля 2010 г. Полное право быть включенными в него имеют более полутора десятка российских заводов, уже подписавших соглашения о промышленной сборке и отвечающие всем упомянутым требованиям Совета ЕврАзЭС. Среди них производители автомобилей таких марок, как Chevrolet, Toyota, Nissan, Ford, Skoda, Renault, KIA, SsangYoung, Fiat, Mitsubishi, Chrysler, Hyundai, Peugeot, Citroen и другие.

Таким образом, продукция этих предприятий будет на законных основаниях освобождена от уплаты ввозных пошлин при пересечении российско-казахстанской границы.

Вызывают недоумение слова Геннадия Шестакова о том, что “произведенные на территории РФ заграничные машины не значатся как российский товар”.

Смею напомнить, что на основании Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Межгосударственным советом ЕврАзЭС 25 января 2008 года, “если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленными в соответствии с настоящими Правилами”.

Критерии достаточной переработки, как уже было сказано, оговорены вышеупомянутым Решением, и продукция российских автозаводов, работающих в режиме промсборки, им всецело соответствует.

Следует согласиться с господином Шестаковым в том, что глубина технологического передела на большинстве российских предприятий по выпуску “иномарок” и доля российских автокомпонентов в них сегодня существенно ниже отметки 30%. Во многих случаях это обусловлено простой причиной - недавним началом реализации этих проектов. Другие предприятия сознательно не спешат с локализацией производства комплектующих. Однако с точки зрения законодательства таможенного союза, эти факты не отменяют наличия соглашения о промышленной сборке, что является достаточным основанием для признания их продукции в статусе произведенной на территории таможенного союза, а значит, этой продукции будет открыт беспошлинный ввоз на территорию стран-участниц ТС – Казахстана и Беларуси.

Хочется надеяться, что г-н Шестаков не ставил цели умышленно ввести в заблуждение читательскую аудиторию одного из республиканских изданий.

В то же время, иные попытки тенденциозного толкования норм законодательства таможенного союза со стороны посредников, работающих в этой сфере, вполне объяснимы. Необходимость в услугах лиц, “решающих” таможенные вопросы, с началом работы союза радикально сокращается. В особенности, применительно к импорту автомобилей.

Помимо будущего упразднения таможенного контроля между странами-участницами ТС, уже ликвидирована возможность занижения таможенной стоимости импортируемых автомобилей - с января 2010 г. расчет таможенной пошлины ведется, исходя из возраста и объема двигателя автомобиля, а не его таможенной стоимости, как прежде. Ранее гражданин или компания, ввозившие автомобили, могли официально заявить таможенную стоимость автомобиля в 3-4 раза ниже фактической и уклониться от уплаты значительной части пошлины. За счет широкого применения этой схемы, только в 2007 г. бюджет республики, по экспертным оценкам, недополучил порядка 350 млн. долларов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Выдержка из Решения №18 Межгосударственного совета Евразийского Экономического Сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации":
“6.1. От ввозной таможенной пошлины освобождаются:
6.1.1. Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств -участников таможенного союза с применением понятия "промышленная сборка", при выполнении одного из следующих критериев:
а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25000 шт./год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа "для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов" в объеме не более 70% от общей стоимости автокомпонентов, используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС;
б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5000 шт./год, а также заключение в срок до 1 июля 2010 г. соглашения с государством - участником таможенного союза, на территории которого осуществляется производство, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в подпункте а) настоящего пункта, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств.
Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство моторных транспортных средств, удовлетворяющее критериям, указанным в настоящем пункте, утверждается Комиссией таможенного союза.”
2. Выдержка из Правил определения страны происхождения товаров (Приложение к Соглашению о единых правилах определения страны происхождения товаров, утвержденному Межгосударственным советом ЕврАзЭС 25 января 2008 года):
“3. Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленными в соответствии с настоящими Правилами”.
Консалтинговая компания “Qncepto” /“Концепто”/ создана в 2008 г., специализируется на услугах в области маркетинга, в том числе отраслевом анализе автомобильного рынка, рынка недвижимости и др.

Навигатор; 27.01.10