23.05.07

Не спадает накал страстей в конфликте калининградских перегонщиков с таможенной службой региона

Не спадает накал страстей в конфликте калининградских перегонщиков с таможенной службой региона, суть которого — в намерении последней «срубить» с недостоверных, по её мнению, декларантов доплату в казну за несколько тысяч «некорректно» оформленных «на Россию» иномарок.

Урегулировать накалившуюся до предела ситуацию взялся заместитель полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Александр ДАЦЫШИН, собравший в своём рабочем кабинете представителей противоборствующих сторон. В качестве «третейского судьи» был приглашён заместитель областного прокурора Александр БЕБЕНИН.

Скорее всего, компромисс между несгибаемыми перегонщиками и настырными радетелями интересов державы будет найден: таможенники откажутся от ряда своих требований, признав их «отдельными перегибами на местах», подкорректируют суммы доплат и разошлют новые квиточки уже не со столь астрономическими цифрами. Платить по счетам попавшим под пресс госструктуры гражданам всё же придётся.

Прорехи в законодательстве — вовсе не повод для российских судей потакать тем, кто ищет обходные пути.

Авто для семьи

О подоплёке конфликта рассказывает один из обратившихся к нам в редакцию перегонщиков, назвавшийся Сергеем:

— Всё началось с того, что в феврале 2006 года из федерального таможенного управления с целью проверки деятельности регионального отделения приехала комиссия. Был выявлен ряд недостатков, я читал о них в заключительном акте. Именно московские ревизоры обратили внимание на то, что слишком много на одно физическое лицо в течение года ввозится автомобилей (20, 30 и более). И дали за это втык нашей таможне. Ведь, как записано в Таможенном кодексе, физлицу разрешено завозить автомобиль и растаможивать его в РФ по установленным тарифам исключительно для личного использования «и иных нужд, не связанных с коммерческой и предпринимательской деятельностью».

Увидев эти цифры, чиновники сказали, что для семейных нужд такого количества автомобилей быть не может, люди однозначно занимаются коммерцией. А в этом случае они должны растаможивать автомобили по другим тарифам. Наша таможня попыталась защититься: ранее относительно количества ввоза уже делался-де соответствующий запрос в Москву, и там дали разъяснение, что никаких количественных ограничений на сегодняшний день законодательством не установлено. В акте это также отражено, только с упрёком нашей таможне: дескать, калининградские таможенники пытаются оправдаться тем, что законных оснований для ограничений не существует. Короче, товарищи таможенники, вы неправильно понимаете смысл и дух буквы Таможенного кодекса. В общем, Москва сказала — Северо-Западное управление, получившее выговоры, взяло под козырёк — и началась рассылка писем с требованием доплаты за авто.

А ввоз и ныне там

Между тем никаких количественных ограничений на ввоз авто физлицами действительно не существует. Статья 281 Таможенного кодекса гласит, что таможня принимает декларацию от лица, которое осуществляет ввоз того или иного товара, и таможенный инспектор, исходя из назначения товара, его количества, а также чистоты перемещения данного товара через границу принимает окончательное решение. О том, для чего он ввозится и так далее. И вот здесь возникает вопрос: как инспектор на границе может определить, сколько мне для семейных нужд требуется автомобилей. Один или два, а может быть, 10?

Здесь очень важно указать одну существенную деталь: ввозимые дорогостоящие «Ауди», «БМВ», «Мерседесы», и «Фольксвагены» зачастую выгоднее растаможивать по совокупному таможенному платежу — получается дешевле. Но всё на месте решает инспектор. И когда наши калининградские таможенники видели такое, они заставляли таможить по единой ставке.

За 2005 год через калининградские пункты пропуска было ввезено 75 тыс. импортных автомобилей (цифра взята из акта). В среднем, таможенные платежи (стандартный объём двигателя — 1,8 куб. см ) составляют 2750 евро. Авто с объёмом 2,4 куб. см тянет уже на 5 тыс. евро, 3 куб. см и более — от 6 до 15 тыс. Как видите, ставки, которые в законе обозначены как «упрощённая льготная растаможка», на самом деле являются совершенно не льготными по сумме. Последние вполне сопоставимы с ценой самого автомобиля.

Что сделала таможня? На сумму недоплаты задним числом была начислена пеня. С той самой даты, как автомобиль пересёк границу РФ. В итоге суммы доплат зашкалили за миллион.

Кстати, одна из статей Таможенного кодекса гласит, что все таможенные документы должны быть составлены таким образом, чтобы было ясное понимание того, как нужно производить таможенные сделки и какие это будет иметь последствия. Но кто предупреждал того же Сергея, что ему предстоит раскошелиться на такие нереальные суммы? Ни один нормальный человек не станет покупать бэушный автомобиль, если после растаможки он становится дороже нового.

С логикой перегонщиков трудно не согласиться. Они намерены подавать апелляции вплоть до Верховного суда.

Владимир ШАХОВ

Аргументы и факты 23.05.07