14.07.10

Начало деятельности Таможенного союза уже отозвалось проблемами на калининградских пограничных переходах, где скопились очереди фур

НАЧАЛО деятельности Таможенного союза уже отозвалось в российском эксклаве - проблемами на пограничных переходах, где скопились километровые очереди фур с импортными и транзитными грузами.

Но зато разрешилась одна из проблем, которая сводила на нет преференции калининградской Особой экономической зоны. Из Федеральной таможенной службы поступило письмо об освобождении от таможенных сборов товаров, произведенных в эксклаве и направляемых на основную территорию России.

Именно этот вопрос больше всего волновал калининградских бизнесменов.

С вступлением в действие с 1 июля нового Таможенного кодекса возникли трудности с вывозом в РФ выпускаемой в области продукции из-за отсутствия средств на таможенных счетах компаний. Дело в том, что надобности в таких счетах не было: для калининградских производителей в российском таможенном законодательстве в свое время было сделано исключение - сборы с них за оформление грузов не взимались. Оперативно завести и пополнить счета не представляется возможным, а принимать прямые платежи в кассу областная таможня по закону не имеет права.

Своей озабоченностью предприниматели поделились с губернатором области Георгием Боосом на встрече, состоявшейся в Калининградской торгово-промышленной палате (КТПП).

Таможенные нововведения негативно отразились и на поставщиках товаров в эксклав. Так, директор одной из топливных компаний пожаловался губернатору: из-за изменений в декларировании товаров затормозилась отправка автоцистерн с нефтепродуктами в регион. Глава другой коммерческой фирмы посетовал на затруднения в работе дальнобойщиков. Все импортные грузы теперь могут пересекать таможенный пропускной пункт при двух условиях: наличии "TIR-корнетов" (удостоверений, позволяющих перевозчикам с минимальными формальностями преодолевать границу) либо гарантийных сертификатов. TIR-разрешения имеют лишь 20 процентов водителей фур, да и обзавестись сертификатами в состоянии далеко не все транспортные предприятия: они обходятся в сумму, составляющую треть стоимости груза.

Это обстоятельство, а также низкая пропускная способность пограничных постов, по мнению руководителя ассоциации международных перевозчиков (АСМАП) Алексея Егорова, может привести к увеличению цен на завозимые в Янтарный край иностранные товары. Очереди на границе, несмотря на успешно внедренную систему электронного документооборота, не уменьшаются.

- Участникам внешнеэкономической деятельности недавно продемонстрировали эти чудеса техники, только к нам они не имеют отношения, - констатирует Егоров. - Такое впечатление, что таможня работает, отчитывается и оценивает сама себя. Ее сотрудники смотрят в мониторы, радуются, как у них все здорово получается, а очередей за окном не замечают.

Требование финансового обеспечения доставки, полагают в Торгово-промышленной палате, делает невозможной работу всех транспортных предприятий региона. Да и отправка в Калининградскую область грузов из РФ тоже усложнилась: таможня не знает, как их оформлять.

Георгий Боос, комментируя заявления предпринимателей, заметил, что областной таможне, вероятно, не хватает организованности.

- Если вопросы решаются медленно и неэффективно, вы вправе обращаться к вышестоящему руководству, - посоветовал глава региона бизнесменам. - Вы ведь требуете не каких-то преференций для себя, а слаженности и мобильности в работе таможенников.

При этом губернатор повторил озвученный им на парламентских слушаниях в Госдуме тезис о том, что в условиях оторванности от метрополии Калининградской области необходим особый режим таможенного регулирования и администрирования, вплоть до придания региональной таможне статуса органа центрального подчинения. Это позволило бы снять лишние административные барьеры, повысить управляемость процессами на границе, от которых зависит экономическое благополучие эксклава.

Но тут же Георгий Боос напомнил коммерсантам, что от льгот, которыми они пользуются при завозе в регион товаров народного потребления, рядовым потребителям ни холодно ни жарко: на ценах это никак не сказывается. - В области отсутствует крупное оптовое звено, логистики тоже нет, - сказал Боос. - Но вы должны понимать, что рано или поздно бизнес "купи-продай" в соответствии с новым законом "О торговле" будет подвергаться жесткому администрированию.

Руководителей предпринимательских структур интересовала также судьба совместной инициативы регионального правительства и Торгово-промышленной палаты по продлению переходного периода для участников ОЭЗ в старой редакции закона 1996 года, дающей им право работать без уплаты импортных пошлин. Ответ губернатора прозвучал неутешительно: скорее всего, переходный период продлен на пять лет, как предполагалось, не будет.

- Соглашение по вопросам свободных таможенных зон, утвержденное международной комиссией Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, дает возможность действующим резидентам ОЭЗ и тем, кто зарегистрируется до 1 января 2012 года, при соблюдении норм достаточности переработки сырья, ввозимого в эксклав, не платить импортные таможенные пошлины до конца 2016 года, - пояснил Георгий Боос.

мнение

Дмитрий Чемакин, вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты: - Предстоит решить еще множество проблем, которые возникнут перед таможенными органами: по новым правилам, порядку, созданию новых технологий, программных продуктов. Каждое изменение будет весьма болезненным, это очевидно по первым результатам действия Таможенного союза. Следующий шаг - соглашения по ОЭЗ, потом мы ждем соглашения о порядке транзита и перевозке товаров между Калининградской областью и основной территорией России, принятия закона о таможенном регулировании, который сейчас находится в Госдуме.

Российская газета 14.07.10