06.02.14

Контроль после выпуска товаров – эффективный метод пресечения нарушений таможенного законодательства

Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров – одно из основных направлений Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. В соответствии с этим положением Калининградская областная таможня, помимо перечисления таможенных платежей в Федеральный бюджет, внедрения передовых информационных таможенных технологий и борьбы с нарушениями таможенного законодательства, проводит проверочные мероприятия в рамках таможенного контроля после выпуска товаров. В составе таможни эту деятельность осуществляет специальный отдел, в чьи функции входит проверка соблюдения установленных требований и ограничений в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру «свободной таможенной зоны» и оформленных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, а также в отношении товаров, оформленных с предоставлением заключений о статусе товаров.

В прошлом году отделом таможенного контроля после выпуска товаров проведено 166 проверочных мероприятий, по результатам которых доначислены таможенные платежи, пени и штрафы на общую сумму более 70 млн. рублей, взысканы на сумму 50 млн. рублей, возбуждено 185 дел об административных правонарушениях, преимущественно по ст. 16.19 и 16.20 КоАП России («Несоблюдение таможенной процедуры»), а также 1 уголовное дело по ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей»).

В частности, 20 камеральных таможенных проверок было проведено по направлению соблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации условий и ограничений применения таможенной процедуры «свободная таможенная зона». В результате возбуждено 52 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ («Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами»), а также доначислены таможенные платежи, пени, штрафы в сумме 61,8 млн. рублей, из которых взысканы в Федеральный бюджет 44,5 млн. рублей.

Как выяснилось в ходе этих проверочных мероприятий, некоторые калининградские предприниматели и организации использовали условно выпущенные транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в перевозках грузов между территорией Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан) и Калининградской областью в нарушение установленных запретов и ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами. Платежи и пени доначислялись в том случае, если действие таможенной процедуры «свободная таможенная зона» в отношении таких транспортных средств на момент окончания проверочных мероприятий не было завершено.

Справка: В соответствии с п. 3 ст. 24 Соглашения между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза…» иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Таможенного союза без завершения этой таможенной процедуры. Исключением являются транспортные средства, совершающие международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации.

Пресс-служба СЗТУ