31.03.10

К привычным пробкам из грузовиков на российской таможне со стороны стран ЕС добавились очереди к внутренним таможенным постам, расположенным в Санкт-Петербурге

В последние дни к привычным пробкам из грузовиков на российской таможне со стороны стран ЕС добавились очереди к внутренним таможенным постам, расположенным в Санкт-Петербурге. Водители говорят, что растаможить груз удается в лучшем случае после 2-3 суток стояния в очереди. Получатели грузов срочно переписывают документы и пересылают их брокерам. В результате перевозчики терпят убытки от простоев, а покупатели платят за импортные товары еще больше.

Напомним, что еще в начале 2010 года высокие чины из Федеральной таможенной службы (ФТС) объявили, что в рамках реализации Концепции переноса таможенного оформления к границам РФ в Петербурге будет ликвидировано несколько таможенных постов. «Безусловно, преобразования, которые планирует ФТС, состоятся. Именно в 2010 году очередь доходит до таможенных органов Северо-Запада. Конкретный механизм сейчас уточняется. В ближайшее время он будет известен, и окончательное решение по деталям будет принято», — отметил начальник управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Дмитрий Некрасов, выступая перед журналистами в январе 2010 года. По его словам, число таможен будет сокращено. Решение об этом принято и обсуждению не подлежит.

Своего коллегу из центрального аппарата поддержал и новый начальник СЗТУ Назип Галикеев, который пообещал неукоснительно следовать указаниям из Москвы.

В итоге на таможенном терминале в Шушарах скопилось несколько сотен грузовиков. По словам работников терминала, для них пришлось даже сделать временную стоянку, так как площади в Шушарах предназначены исключительно для хранения контейнеров, а не для отстоя транспорта. В очереди уже произошло несколько эксцессов — водители не пропускали без очереди некоторых своих коллег. Подступы к Красносельскому таможенному посту тоже забиты фурами. Кроме того, некоторые грузы даже не смогли доехать до России и ждут новых документов в европейских странах. Все эти неприятности, по словам участников внешнеэкономической деятельности, произошли из-за закрытия Пискаревского и Выборгского таможенных постов. Эти терминалы оказались лишними и были закрыты, а грузы, пришедшие в их адрес, теперь не могут быть оформлены на других постах.

После долгого молчания наличие проблемы признали и в СЗТУ. «В связи с реализацией Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, и в связи с прекращением деятельности Выборгского и Пискаревского таможенных постов возникли некоторые трудности с таможенным оформлением в зоне ответственности Санкт-Петербургской таможни», — говорится в официальном сообщении пресс-службы ведомства. «Перед въездом на таможенные посты Южный, Шушарский, Юго-Западный, Красносельский, Гатчинский появились очереди из грузовых автомобилей», — сообщили в таможне и заявили, что не смотря на все проблемы «СЗТУ складывающуюся напряженную обстановку контролирует и принимает все меры по изменению ситуации».

Отметим, что пострадали от таможенной реформы и иностранные автопроизводители — Nissan, Toyota и GM, которым вместо закрытого Выборгского таможенного поста предложено оформлять свои грузы на новом посту — «Автомобильном». Проблема в том, что он еще не работает, а производители испытывают неудобства, так как им приходится оформлять грузы в другом месте.

Предприниматели, занимающиеся внешней торговлей, рассказали «Росбалту», что небольшие товарные партии, несмотря на все призывы таможни, нельзя оформить на другом посту, пока не будут переделаны документы, так как механизм таможенной очистки грузов в России очень забюрократизирован. «Для растаможки груза получатель обычно нанимает брокера и готовит для него большой пакет документов, — пояснил один из предпринимателей. — Причем большинство документов — это оригиналы. Кроме того, перед отправкой в Россию, в стране — отправителе груз проходит процесс затаможки в адрес конкретного российского таможенного поста, который и будет по прибытии оформлять груз». Однако сейчас машины с грузом, затаможенным, например, в адрес Пискаревского поста, не могут попасть в Россию. Перевозчикам сообщают, что данный таможенный пост уже не существует, а груз можно провезти только после того, как будет сделана переадресация на действующий таможенный пост. В результате машина с грузом может стоять в Европе до тех пор, пока получатель не исправит документы, прислав их к брокеру.

Те, кто успел пройти границу до закрытия постов, но не успел до них доехать, вынуждены ожидать переделки документов в России. Машины же, адресованные на пока еще работающие таможенные посты, попадают в огромные очереди и тоже вынуждены простаивать.

Таким образом, в Петербурге и европейских странах простаивают грузовики. Таможня выполняет Концепцию по переносу оформления грузов к границам, а покупатель должен приготовиться к тому, что цены на импортные товары могут вырасти. Кто-то ведь должен покрывать чужие убытки.

rosbalt.ru 31.03.10