14.07.08

Интервью статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России Сергея Шохина журналу "Таможня"

По материалам Пресс-службы ФТС РФ. Сергей Шохин, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной таможенной службы: «Совершенствование таможенного законодательства - одна из приоритетных задач ФТС России».

Таможня – один из базовых институтов экономики, играющий важнейшую роль в деле обеспечения экономических интересов государства. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба пополняет государственный бюджет, оказывает воздействие на все социально-экономические процессы.

За 2007 год в казну государства таможенными органами перечислено более 3 трлн. рублей, что составило 44 % всего федерального бюджета. Годовое плановое задание было перевыполнено на 130 млрд. рублей. За пять месяцев текущего года в федеральный бюджет перечислено 1,8 трлн. рублей, и опять мы перевыполнили план на 6 %. Такие высокие показатели – результат нашей целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров (пост-аудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью.

В настоящее время российская таможенная служба идет по пути достижения высокой эффективности таможенного администрирования, оптимизации процессов таможенного оформления и таможенного контроля, максимального упрощения таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности при сохранении должного уровня контроля. Оптимальное решение этих задач невозможно без совершенствования нормативно-правовой базы.

Функции по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, принадлежавшие ранее Министерству экономического развития и торговли, Федеральная таможенная служба приобрела в мае 2006 года. Через год в структуре ФТС России образовалось новое управление - правового обеспечения законопроектной деятельности. Его создание имело целью преобразование ФТС России из ведомства, реализующего уже принятые Правительством РФ и законодателями нормативные акты, в более активного участника законотворческого процесса в таможенной сфере. Работа по совершенствованию таможенного законодательства ведется достаточно активная. Ежегодно утверждается План организации законопроектной деятельности ФТС России, включающий в себя основные направления, требующие преобразований.

В 2007 году значительное число таких преобразований коснулось Таможенного кодекса Российской Федерации. Практически полностью была переписана глава о таможенных платежах. Изменения были направлены на совершенствование администрирования взимания, уплаты, возврата и исчисления таможенных платежей. Кроме того, по предложению Минфина была внесена поправка о солидарной ответственности таможенного брокера и декларанта, в соответствии с которой в случае выявления нарушений их банковские счета приостанавливаются одномоментно.

Были разработаны и внесены на межведомственное согласование концепции законопроектов о внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения института уполномоченного грузополучателя, института обязательного предварительного информирования таможенных органов, единой процедуры таможенного транзита в соответствии с международными стандартами. Все три института неразрывно связаны между собой и имеют большое значение как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

Наделение статусом уполномоченного грузополучателя позволит российскому юридическому лицу получать ввозимые в Российскую Федерацию товары для собственных производственных нужд на своем складе без их представления в таможенный орган и использовать новые специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.

Предварительное информирование таможенных органов о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах позволит минимизировать время для выполнения таможенного оформления, что в свою очередь приведет к сокращению простоя транспортных средств на границе и тем самым увеличит пропускную способность пунктов пропуска. Особое значение сейчас мы придаем налаживанию предварительного информирования с зарубежными таможенными службами.

Реализация данных законопроектов позволит сделать существенный шаг на пути унификации российского таможенного законодательства с международными стандартами, предоставит российским и иностранным участникам внешнеэкономической деятельности возможность ускорить процесс таможенного оформления грузов, а также позволит таможенным органам сосредоточить усилия на таможенном контроле товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности поставок.

В сфере защиты интеллектуальной собственности суть изменений, внесение которых в ТК РФ инициировалось еще в 2007 году, состоит в том, чтобы наделить таможенные органы правом приостанавливать на срок до семи дней выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в свободное обращение при подозрениях на их контрафактность. Пока таможенные органы могут приостанавливать выпуск товаров исключительно по заявлению правообладателей, зарегистрированных в реестре ФТС России. Информацию в реестр представляют сами правообладатели, и в настоящее время в нем содержится немногим более 900 наименований товаров. В случае принятия законопроекта таможенные органы будут работать с базой Роспатента, которая значительно больше. Мы сможем не только защитить таким образом большее число правообладателей, но и большее число потребителей этой продукции.

В этом году запланирована разработка концепции законопроекта по внесению изменений в статью 323 ТК РФ, в результате чего будет установлен дополнительный комплекс условий по определению, заявлению, корректировке и контролю таможенной стоимости товаров. В новой редакции статьи будет предусмотрено право таможенного органа корректировать таможенную стоимость товаров в случае обнаружения, что декларантом заявлены недостоверные сведения и тому есть доказательства, а также в случае отказа декларанта самостоятельно скорректировать таможенную стоимость по требованию таможенного органа.

В текущем году будет продолжена работа по присоединению России к Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Соответствующий законопроект подготовлен и проходит согласование.

На сегодняшний день уже завершена работа с МИД России по согласованию перевода текста Конвенции на русский язык. Сейчас он полностью аутентичен ее английскому варианту.

В заключение, хотелось бы отметить, что многие из задач, стоящих перед Таможенной службой, носят комплексный характер, при их решении мы активно взаимодействуем с заинтересованными министерствами и ведомствами, проводим совместные совещания, встречи. В числе федеральных органов исполнительной власти, с которыми мы регулярно взаимодействуем: Министерство промышленности и торговли, Министерство финансов, Министерство транспорта, Федеральная служба безопасности, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство по обустройству государственной границы, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и др.

VCH.RU 14.07.08