12.03.14

Интернет-интервью с С.Н. Прусовым, начальником Центрального таможенного управления:"Развитие перспективных таможенных технологий и реализация государственных услуг в таможенных органах ЦТУ"

24 февраля 2014 года состоялось интервью с начальником Центрального таможенного управления, генерал-лейтенантом таможенной службы Сергеем Николаевичем Прусовым, в ходе которого он рассказал о результатах деятельности ЦТУ за 2013 год, перспективах развития таможенных технологий, об обязательной электронной форме декларирования и других актуальных аспектах деятельности крупнейшего регионального таможенного управления ФТС России, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

КонсультантПлюс: Сергей Николаевич, Вы возглавляете одно из крупнейших таможенных управлений в нашей стране. Расскажите, пожалуйста, каков внешнеторговый оборот ЦТУ за 2013 год? Какие основные группы товаров преобладают в структуре экспортно-импортных операций на территории Центрального федерального округа? По Вашим оценкам, за последние несколько лет нагрузка на ЦТУ выросла, или, напротив, снизилась?

Сергей Николаевич Прусов: В прошлом году 26,8 тыс. участников ВЭД осуществляли свою внешнеэкономическую деятельность через Центральное таможенное управление. Большинство участников ВЭД ориентировано на ввоз товаров в Центральный федеральный округ. За 2013 год таможенными органами ЦТУ по всем процедурам было оформлено 1 409 792 деклараций на товары. Из них 98,4% - в электронной форме.

Высокая экономическая активность положительно сказалась на показателях по пополнению федерального бюджета. По итогам работы за 2013 год таможнями управления в доход государства перечислено 776,8 млрд руб., что на 3,8% больше, чем в прошлом году. Импортная составляющая в общей сумме доходов оставалась приоритетной и составила почти 99%. На уровне Федеральной таможенной службы управление занимает лидирующую позицию по перечислению импортных таможенных платежей. Его доля составила более 30%.

По объему декларирования крупнейшей по управлению является Московская областная таможня (596,9 тыс. ДТ). На эту таможню приходится более 42% всего декларационного массива за 2013 г. По количеству ДТ лидируют также Смоленская (13%), Брянская (9%), Московская, Калужская, Владимирская и Белгородская (по 5%) таможни.

Общий объем грузов (вес брутто), задекларированных таможнями управления за 2013 г., составил свыше 87 млн тонн и по сравнению с 2012 г. практически не изменился. Объем вывозимых товаров составил 41 млн тонн, ввозимых - почти 46 млн тонн. Наибольший удельный вес в общем грузообороте ЦТУ приходится на Белгородскую, Брянскую, Липецкую и Московскую областную таможни, которые оформили за истекший год почти 65 млн тонн грузов, или 74%.

Внешнеторговый оборот за 2013 г. составил 125,6 млрд долл. США, в том числе со странами дальнего зарубежья - 109,6 млрд долл. США (87% от оборота в целом), странами СНГ - 16 млрд долл. США (13%). По сравнению с 2012 г. объемы внешней торговли возросли на 3% в результате увеличения экспорта на 3,9%, импорта - на 2,8%.

Товарная структура внешней торговли по сравнению с 2012 г. существенно не изменилась. Среди экспортных товаров наибольший удельный вес (по стоимости) приходился на металлы и изделия из них (30,6%), машиностроительную продукцию (22,1%), продукцию химической промышленности (16%). Среди основных товарных групп импорта можно отметить машиностроительную продукцию (39,4%), продукцию химической промышленности (25,4%), продовольственные товары (11%).

География экспортных поставок в регионе деятельности управления весьма обширна - 159 стран мира. Постоянными крупными партнерами, влияющими на объемы экспорта в целом, являлись: Украина (17,5% в общем объеме экспорта), Италия (8,2%), Индия (7,3%), Венесуэла (6,7%), Турция (5,5%), Германия (4,7%). Вывоз товаров в ведущие страны-импортеры составил почти 50% от общего объема экспорта. По сравнению с соответствующим периодом 2012 г. сократился вывоз в Италию (в 1,6 раза), возрос экспорт в Венесуэлу (более чем в 2 раза), Турцию и Индию (в 1,4 раза).

Участники ВЭД, совершавшие таможенное декларирование в регионе деятельности управления, осуществляли закупки импортной продукции в 206 государствах. Наиболее крупные страны-экспортеры: Германия (16,9% в общем объеме импорта), Китай (13%), Украина (9%), Италия (7,1%), Франция (5,8%) и Польша (4,8%). Из стран СНГ наряду с Украиной, доля которой в объеме импорта стран СНГ составляла почти 91%, можно выделить Узбекистан (5%). Ввоз товаров в регион деятельности Центрального таможенного управления из ведущих стран-экспортеров составил почти 57% от общего объема импорта, в том числе из ведущих стран дальнего зарубежья - около 48%. Так что можно сказать, что объемы работы постоянно растут.

КонсультантПлюс: С какими нарушениями таможенного законодательства ваше управление сталкивается чаще всего?

Сергей Николаевич: Основными нарушениями действующего таможенного законодательства в регионе деятельности управления являются: нарушение порядка заполнения декларации на товары, декларации таможенной стоимости и нарушение порядка корректировки таможенной стоимости; нарушение требований законодательства Российской Федерации, действующих в отношении прав интеллектуальной собственности; несоблюдение установленных законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров; нарушения, связанные с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде и стране происхождения товаров; представление несоответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о таможенном деле (недействительных) документов при декларировании товаров.

КонсультантПлюс: С 1 января 2014 года таможенные органы перешли на обязательную электронную форму декларирования товаров. Как отразилось использование электронных деклараций на работе ЦТУ? В каких случаях таможенное декларирование по-прежнему может осуществляться участниками ВЭД в письменной форме?

Сергей Николаевич: Переход на обязательное электронное декларирование с 1 января 2014 года произошел в рабочем порядке, поскольку данному событию предшествовал ряд организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение готовности таможенных органов управления к введению 100% электронного декларирования.

Если в 2009 году доля электронного декларирования посредством сети Интернет была всего 0,5% от объема декларирования, то в 2010 году эта доля составляла уже 20,3%, в 2011 она возросла до 77,07%, а в 2012 превысила 94,5%. Так, уже в декабре 2013 года доля деклараций на товары, поданных и выпущенных с использованием Интернета, в регионе деятельности управления составила 99,28%.

Таможенное декларирование в письменной форме по-прежнему может осуществляться участниками ВЭД только в случаях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2013 N 1154 "О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме":

а) в отношении товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне;

б) в отношении товаров, помещаемых под:

- таможенную процедуру уничтожения в соответствии с главой 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (Кодекс);

- таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с главой 43 Кодекса;

- специальную таможенную процедуру в соответствии с главой 41 Федерального закона;

в) в случаях таможенного декларирования товаров:

- в соответствии с главой 44 ("Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях") Кодекса;

- в соответствии с главой 45 ("Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц") Кодекса;

- в соответствии со статьей 217 ("Дополнительные случаи декларирования товаров") Федерального закона;

- при использовании в качестве декларации на товары карнета АТА, транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

КонсультантПлюс: Какие еще современные технологии планируется внедрять в текущем году в деятельность ЦТУ для упрощения таможенных операций и обеспечения бесперебойного таможенного контроля в пунктах пропуска?

Сергей Николаевич: В соответствии с положениями пункта 9 Плана мероприятий "Совершенствование таможенного администрирования" ("дорожная карта"), утвержденного Распоряжением Правительства России от 29.06.2012 N 1125-р (в редакции Распоряжения Правительства России от 26.09.2013 N 1721-р), в 2014 году предусмотрена реализация технологии автоматической регистрации поданной таможенной декларации в виде электронного документа. В рамках этого в настоящее время издано Распоряжение ФТС России от 31.12.2013 N 438-р "О практической реализации технологии автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа", которое предусматривает отработку технологии автоматической регистрации ДТ, поданной в виде электронного документа, после модернизации информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Определен перечень таможенных постов (ОТОиТК, имеющих код) ЦТУ, в которых будет осуществляться применение алгоритма автоматической проверки соблюдения условий регистрации декларации на товары (ДТ) без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов: Обнинский таможенный пост Калужской таможни, Московский таможенный пост (ЦЭД) Московской таможни, Вашутинский, Краснозаводский и Каширский таможенные посты Московской областной таможни.

Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 N 196 с 01.10.2014 вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом.

Важным моментом в реализации этой задачи является организация и налаживание качественного информационного обмена между предприятиями железнодорожного транспорта и таможенными органами, который позволит в значительной мере минимизировать факторы, влияющие на сроки проведения таможенных операций, а также существенно сократить временные и финансовые затраты, связанные с проведением таможенных формальностей в железнодорожном пункте пропуска.

В целях организации электронного межведомственного взаимодействия по государственным функциям ФТС России осуществлена разработка соответствующих технологических карт межведомственного взаимодействия (далее - ТКМВ), предусматривающих передачу сведений из разрешительных документов от федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ) посредством электронных сервисов.

По государственным функциям ФТС России всего разработано 38 ТКМВ, из них 33 ТКМВ согласованы с 29 заинтересованными ФОИВ и одна ТКМВ - с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

В середине 2013 года в тестовом режиме была запущена технология использования сведений из разрешительных документов при таможенном декларировании. С начала текущего года была реализована возможность автоматического формирования и отправки запросов к сервисам Минпромторга России и Росаккредитации после регистрации ДТ.

В ходе проведенного анализа работы СМЭВ за период с 01.01.2014 по 15.02.2014 в регионе деятельности управления результативность ответов не превысила 6%.

В ходе реализации межведомственного электронного взаимодействия выявлены следующие основные проблемные вопросы:

- различная степень готовности ФОИВ к переходу на электронное взаимодействие в режиме "близком к реальному";

- недостаточная стабильность работы СМЭВ с учетом нештатных ситуаций (восстановительный период может доходить до 24 часов);

- отсутствие единых стандартов к формам выдаваемых ФОИВ разрешительных документов, требований к их форматам и структуре данных;

- отсутствие разрешительных документов в базах данных ФОИВ.

Отмеченные замечания и недостатки в работе межведомственного взаимодействия с сервисами ФОИВ приводят к необходимости запроса должностными лицами таможенных органов разрешительных документов в оригинале - на бумажном носителе.

КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от посетителей нашего сайта. Константин из Санкт-Петербурга спрашивает: "Сергей Николаевич, наверное, многие учвэды сталкивались с такой ситуацией. Наша компания на протяжении нескольких лет импортирует товары (только три кода ТН ВЭД) в рамках одного контракта, цена фиксированная, и каждый раз таможня принимает решение о проведении доп. проверки, т. к. цена товаров ниже ценовой информации таможни и требует внесения обеспечения. Мы вносим обеспечение, и нас выпускают, потом через суд возвращаем деньги обратно. Подборка судебных решений в нашу пользу насчитывает более трех десятков, все решения судом приняты в нашу пользу. Объясните, пожалуйста, почему таможенный орган игнорирует решения судов и имеет ли право таможенный орган после первого решения суда продолжать ставить под сомнение условия контракта и инвойсов при следующей поставке товаров? Что делать в такой ситуации участнику ВЭД? Как добиться справедливого отношения со стороны таможни?"

Сергей Николаевич: В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (Кодекс) декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с положениями статьи 67 Кодекса по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с положениями статьи 69 Кодекса в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:

1) выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;

2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);

3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;

6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающее основание полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;

7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

В перечисленных случаях таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления.

Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 Кодекса для выпуска товаров, то выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 Кодекса.

Таким образом, решения о проведении дополнительных проверок являются обоснованными в случае выявления таможенным органом признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными.

По результатам проведенной дополнительной проверки таможенным органом принимаются решения о принятии заявленной таможенной стоимости или о её корректировке.

В случае принятия таможенным органом заявленной таможенной стоимости участнику ВЭД в установленном порядке по его заявлению возвращается предоставленное им обеспечение.

То есть для возврата обеспечения не требуется обращение в суд.

В вашем вопросе не указано, что является предметом обжалования: решения таможенных органов о проведении дополнительных проверок, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов, связанных с возвратом предоставленного денежного залога или иные решения или действия таможенных органов.

В любом случае должностные лица таможенных органов, совершающие таможенные операции при таможенном декларировании, не ставят под сомнение решения судебных органов, а осуществляют контроль за достоверностью заявленных при декларировании сведений, в том числе о таможенной стоимости товаров, и в случае выявления вышеперечисленных признаков принимают решение о проведении дополнительной проверки.

Каждый отдельный случай правомерности принятия указанного решения требует отдельного рассмотрения.

В случае принятия таможенными органами (таможенными постами или таможнями) решений о таможенной стоимости товаров либо совершения действий (бездействия) их должностных лиц, связанных с возвратом предоставленного денежного залога, которые не соответствуют действующему таможенному законодательству, предлагаем вам обжаловать данные решения, действия (бездействие) вышестоящему таможенному органу (в таможню или региональное таможенное управление).

Скажите, пожалуйста, в случае представления по описи при декларировании товаров заверенных торговым представительством РФ в КНР оригиналов контракта и инвойса таможенный орган обязан принять их в качестве достаточных доказательств для принятия таможенным органом заявленного декларантом первого метода определения таможенной стоимости или не обязан? - Анатолий (Владивосток)

Сергей Николаевич: В соответствии с пунктом 4 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (Порядок декларирования таможенной стоимости товаров), подача декларации таможенной стоимости должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров).

К указанным документам в том числе относятся контракт и инвойс. Таким образом, при определении декларантом таможенной стоимости по 1 методу определения таможенной стоимости товаров представление при декларировании товаров контракта и инвойса является обязательным. Дополнительно можно сказать, что в соответствии с положениями статьи 67 Кодекса по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, установленных решением Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с положениями статьи 69 Кодекса в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Таким образом, в случае непредставления при декларировании товаров документов, указанных в приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров (например, страховых документов или договора перевозки товара), или выявления таможенным органом признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, в ходе которой запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения.

Учитывая сказанное, представление при декларировании товаров только оригиналов контракта и инвойса не ограничивает прав таможенного органа на проведение дополнительной проверки и направление запроса о представлении дополнительных документов и сведений.

Подскажите, пожалуйста, будут ли различаться таможенные пошлины при ввозе одного и того же товара из Китая или одной из стран ЕС? - Мария (Владимир)

Сергей Николаевич: Ввозные таможенные пошлины различаются при ввозе одного и того же товара из Китая или из стран ЕС при соблюдении некоторых условий, в связи с тем что Китай является развивающейся страной - пользователем системы тарифных преференций на территории Таможенного союза.

В отношении товаров, ввозимых из стран ЕС, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

В отношении товаров, происходящих из Китая, применяются ставки в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза при соблюдении следующих условий:

1) если ввозимый товар входит в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза N 130 (далее - Перечень);

2) если при совершении таможенных операций представлен документ, подтверждающий страну происхождения товаров (сертификат формы "А");

3) при соблюдении правила непосредственной закупки товаров из Китая, определенного в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран";

4) при соблюдении правила прямой поставки товаров из Китая на территорию государства - члена Таможенного союза, определенного в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран".

При несоблюдении хотя бы одного из условий к товарам, ввозимым из Китая, будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Интересует такой вопрос: лучше обращаться к таможенному брокеру или все-таки самим подавать все необходимые документы? Насколько это влияет на скорость прохождения товара через границу? - Максим (Нижний Новгород)

Сергей Николаевич: В соответствии с положениями статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Таможенный представитель - это юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, которое совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Статьей 179 Кодекса установлено, что таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. При этом в соответствии с положениями статьи 12 Кодекса отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

Согласно положениям статьи 186 Кодекса декларантами могут быть:

1) лицо государства - члена Таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица: физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 Кодекса; организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - вышеназванные лица, а также: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза (подпункт 3 в редакции Протокола от 16.04.2010).

Иных ограничений Кодексом не установлено.

Также следует отметить, что положениями статьи 11 Кодекса установлено, что при консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе в том числе проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов. При этом информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.

На время совершения таможенных операций при декларировании товаров оказывает влияние не кто будет выступать в качестве декларанта, а насколько качественно подготовлены необходимые документы, своевременность представления документов в таможенный орган, их количество и другие факторы.

Таким образом, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, должны сами определять, кто будет выступать в качестве декларанта товаров.

Подскажите, пожалуйста, при выезде за рубеж какую сумму в валюте можно задекларировать на несовершеннолетнего ребенка? - Екатерина (Москва)

Сергей Николаевич: Вывоз физическим лицом наличных денежных средств с таможенной территории Таможенного союза осуществляется без ограничений. При этом единовременно вывозимые физическим лицом наличные денежные средства на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

В случае единовременного вывоза физическим лицом наличных денежных средств, превышающих указанную сумму, они подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации с дополнительным формуляром пассажирской таможенной декларации (декларацией наличных денег) на всю сумму вывозимых наличных денежных средств.

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим таможенным законодательством таможенное декларирование наличных денежных средств физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, должно производиться лицом, его сопровождающим, т.е. одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, иным сопровождающим его лицом либо представителем перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц - руководителем группы либо представителем перевозчика. Форма пассажирской таможенной декларации и дополнительного формуляра пассажирской таможенной декларации (декларации наличных денег), а также порядок ее заполнения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287.

Более подробно с основными требованиями таможенного законодательства лица могут ознакомиться на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, на сайте Федеральной таможенной службы, а также на официальном сайте Центрального таможенного управления (раздел "Информация для физических лиц").

Кроме того, на официальном сайте Центрального таможенного управления размещена памятка для лиц, следующих через таможенную границу Таможенного союза, а также размещены образцы заполнения пассажирской таможенной декларации и дополнительного формуляра пассажирской таможенной декларации (декларации наличных денег).

Заблаговременное заполнение пассажирской таможенной декларации позволяет не только сэкономить время при проведении таможенного контроля, но также помогает избежать конфликтных и иных неприятных ситуаций, вызванных тем, что декларант в спешке забыл внести или некорректно внес необходимые сведения.

Судебная статистика показывает, что более 90% судебных решений отменяют решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости. Конечно же, не все участники ВЭД обращаются в суд. Как Вы считаете, было бы наиболее справедливым для всех заинтересованных сторон в течение 10-дневного срока, отведенного для дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, назначать судебное заседание, в ходе которого стороны смогут представлять суду имеющиеся у них доказательства, и только суд может принять решение взыскать или отказать во взыскании обеспечения, после чего таможенный орган будет уже руководствоваться только решением суда, а не мнением отдельного инспектора и его руководителя? - Юрий (Псков)

Сергей Николаевич: Сразу замечу, что приведённая вами статистика некорректна для ЦТУ. В 2013 году было признано незаконными только порядка 63% решений таможенных органов ЦТУ по корректировке таможенной стоимости. Относительно вашего предложения могу сказать, что оно не согласуется с нормами, регламентирующими затрагиваемые правоотношения. Начну с того, что вы предлагаете возложить на судебные органы несвойственные им функции - проведение таможенного контроля, принятие решений в области таможенного дела. Основная же задача судов - оценка на предмет законности уже вынесенных иными органами решений, нарушающих права и законные интересы граждан (организаций). Так что предложенный вами вариант не согласуется с закреплённым в Конституции Российской Федерации принципом деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны.

КонсультантПлюс: Благодарим Вас, Сергей Николаевич, за подробные ответы.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.

Пресс-служба ЦТУ