05.06.09

Доклад начальника Аналитического управления ФТС России В.В. Ивина по вопросу о Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации

Доклад начальника Аналитического управления ФТС России В.В. Ивина по вопросу о Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, на международной конференции «Таможня Северо-Запад: новые ориентиры развития и сотрудничества», прошедшем в г. Санкт-Петербурге 19 мая 2009 года

Поручение на разработку Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее – Концепция), содержалось в протоколе Государственной пограничной комиссии (ГПК) от 26 июня 2008 года.

29 августа 2008 года данная Концепция была одобрена на Коллегии ФТС России.

В ноябре 2008 года необходимость реализации Концепции была закреплена в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации в качестве шестого основного государственного приоритетного направления в сфере обеспечения национальной безопасности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663), а также в протоколе заседания Правительства Российской Федерации (от 27.11.2008).

В течение последующего периода 2008 и 2009 годов ФТС России активно занималась определением мероприятий, необходимых для реализации Концепции, и приступила к её реализации в рамках имеющихся полномочий.

25 ноября 2008 года Концепция была доложена Государственной пограничной комиссии, в протоколе заседания которой содержится поручение ФТС России доработать Концепцию и согласовать её с заинтересованными федеральными органами.

В первом квартале 2009 года завершено согласование проекта Концепции, проекта Межведомственного плана мероприятий по реализации Концепции (далее – МВП), подготовка краткого финансово-экономического обоснования и проекта концепции необходимых актов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации.

Проекты Концепции и Межведомственного плана согласованы со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, полномочными Представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, за исключением следующего. При согласовании проекта Концепции с Минфином России подписана таблица разногласий, суть которых заключается в различных подходах к решению вопросов финансирования мероприятий по реализации Концепции.

В доработанном проекте Концепции имеются два принципиальных изменения, которые стали результатом широкого обсуждения проекта Концепции с представителями заинтересованных министерств, ведомств и деловых кругов:

первое касается формулирования цели Концепции: в новой редакции цель сформулирована значительно шире – теперь она стала комплексной;

второе – исключены предложения ФТС России по совершенствованию системы доступа к внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, несколько изменилась структура Концепции, задачи, внесен ряд других изменений.

В установленном порядке доработанный проект Концепции направлен в Правительство Российской Федерации для рассмотрения на очередном заседании Государственной пограничной комиссии.

В рамках доклада на ГПК предстоит доложить о ходе:

- согласования проекта Концепции;

- согласования проекта Межведомственного плана мероприятий по её реализации;

- выполнения мероприятий ФТС России по реализации Концепции в текущем году, в том числе в соответствии с которым осуществляется система мероприятий по выводу таможенных постов за пределы крупных городов, (в т.ч. Москва, Санкт-Петербург);

- выполнения мероприятий, способствующих созданию приграничной инфраструктуры таможенного оформления и таможенного контроля.

В рамках проекта решения ГПК ФТС России предстоит в 3 квартале 2009 года подготовить проект Федеральной целевой программы по реализации Концепции.

Данная ФЦП должна согласовываться с проектом ФЦП «Государственная граница Российской Федерации, 2011-2016», поручение о разработке которой в 3 квартале 2009 года также предусмотрено проектом решения ГПК.

Очевидно, что Концепция представляет собой перспективную модель развития таможенного оформления и таможенного контроля и не является документом прямого действия. Для её реализации разработан ряд планов и программ:

Межведомственный план мероприятий по реализации Концепции включает вопросы, решение которых выходит за рамки компетенции ФТС России и предусматривает взаимодействие на межведомственном уровне. В первую очередь это вопросы внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях реализации положений Концепции, регламентации порядка деятельности министерств и ведомств, осуществляющих контрольные функции при перемещении товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации. Ряд мер, которые предстоит осуществить в соответствии с Межведомственным планом мероприятий по реализации Концепции, требует дополнительного финансирования. Эти объёмы будут учтены в рамках проекта Федеральной целевой программы с использованием механизма государственно-частного партнерства. Поддержка со стороны бизнес-сообщества по данному вопросу имеется.

Разработанный и утверждённый в I квартале План первоочередных мероприятий по реализации Концепции на 2009 год (далее – ППМ) включает мероприятия, выполнение которых полностью входит в компетенцию ФТС России (организационно-структурные, совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля, развитие инфраструктуры, взаимодействие с бизнес-сообществом в рамках реализации Концепции, освещение в СМИ хода реализации Концепции и др.). Данный план предусматривает мероприятия, которые в возможно короткие сроки будут выполняться силами и средствами ФТС России без привлечения дополнительного финансирования.

Необходимо отметить, что для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, не требуется создавать совершенно новые технологии таможенного оформления. В настоящее время технологии таможенного оформления товаров в непосредственном приближении к пунктам пропуска Российской Федерации успешно применяются в морских и аэро- портах, а также применительно к ряду автомобильных пунктов пропуска, где уже существует таможенная инфраструктура, налаженные каналы связи, клиентская база. Именно такие пункты пропуска станут своеобразными «точками роста» для создания таможенно-логистических терминалов.

В качестве первого шага по реализации Концепции осуществляется вывод таможенного оформления за пределы крупных городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, центров субъектов федерации.

В Москве ликвидировано 25 таможенных постов, вместо четырех таможен функционирует одна, в подчинении которой находятся 5 таможенных постов с определенной специализацией деятельности. Ряд таможенных постов, расположенных на окраине Москвы и ранее контролируемых Московскими таможнями, переподчинены таможням Московской области. В Московской области дополнительно создано три таможенных поста, увеличена численность размещённых на территории Московской области таможенных постов.. Необходимо отметить, что ЦТУ дано указание решить вопросы организации таможенного оформления скоропортящихся грузов.

Предложения ФТС России по выводу таможенного оформления за пределы Москвы были озвучены в мае 2008 года. В августе 2008 года на Общественно-консультативном совете в ЦТУ был представлен план вывода таможенного оформления из Москвы в область, который ФТС России последовательно исполняет. С августа 2008 года идет отсчет конкретных дат выполнения мероприятий и мы их выдерживаем.

Те представители бизнес-сообщества, которые всерьез восприняли намерения ФТС России о переносе мест таможенного оформлении товаров и транспортных средств, сумели своевременно отреагировать на планируемые изменения, заблаговременно скорректировали бизнес-планы и логистические потоки.

Однако некоторые участники ВЭД предпочли направить свои силы и средства на организацию информационной компании в целях отмены решения о переносе таможенного оформления из Москвы, вследствие чего они не сумели вовремя перестроить свою логистику. Таким участникам ВЭД можно посоветовать не повторять ошибок при осуществлении ФТС России следующего шага по реализации Концепции – вывода мест таможенного оформления за пределы Московской области.

Учитывая полученный опыт, ФТС России предлагает представителям бизнес-сообщества более внимательно отслеживать планируемые изменения и своевременно на них реагировать, а не тратить свои ресурсы на доказывание нецелесообразности принятых и уже реализуемых решений.

В этом году предусмотрено реформирование таможенных органов и в других регионах. Планируется создание, реорганизация и перемещение более 50 таможенных постов, что позволит вывести таможенное оформление за пределы крупных городов. Будет осуществлена оптимизация таможенных органов в субъектах Российской Федерации, на территории которых отсутствуют сухопутные и морские пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В целях обеспечения бесперебойной работы таможенных органов как в Московской области, так и на границе комплексно прорабатываются вопросы, связанные с определением специализации таможенных органов, обеспечением таможенных органов, находящихся в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, квалифицированными кадрами, а также обеспечением оптимального графика работы таможенных органов. При этом есть все возможности, в том числе достаточная численность персонала, для организации сменного графика работы таможенных органов там, где есть такая потребность. К сожалению, не всегда инициатива таможенных органов по переводу работы таможенных постов на сменный режим встречает поддержку владельцев СВХ, на территории которых эти таможенные органы располагаются.

Формирование инфраструктуры на границе будет производиться в соответствии с МВП с учетом вида транспорта и развития системы ТЛТ. При этом предполагается, что контроль будет осуществляться должностными лицами таможенных органов совместно с представителями других государственных контролирующих органов, что предусмотрено МВП.

По данным ФТС России наибольшее количество товаров ввозится на территорию Российской Федерации железнодорожным и морским видами транспорта. При этом если рассмотреть виды транспорта с точки зрения мест таможенного оформления, то можно установить, что товары, ввозимые морским и авиационным транспортом, уже сейчас в значительной степени оформляются в местах приближенных к границе, поэтому реализация Концепции не окажет существенного влияния на технологии таможенного оформления товаров, ввозимых морским и авиационным транспортом.

Уже сегодня мониторинг процессов таможенного оформления и таможенного контроля показывает рост доли товаров, проходящих таможенное оформление в местах приближенных к государственной границе Российской Федерации, в общем объеме внешнеторгового товарооборота. При перемещении морским и воздушным видами транспорта – более 80%, автомобильным – более трети. При этом, в ряде таможенных органов такое оформление вблизи МАПП достигает 80%.

Наиболее ощутимые изменения реализация Концепции повлечет для таможенного оформления товаров, ввозимых автомобильным транспортом. Особое внимание будет уделено проработке вопросов создания специализированных таможенных органов внутри страны и многосторонних автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, т.к. основной поток товаров, облагаемых таможенными пошлинами, перемещается автотранспортом именно через такие пункты пропуска.

На территории Российской Федерации предусмотрено функционирование 67 МАПП, что обуславливает необходимость обустройства как минимум 66 ТЛТ (количество ТЛТ не является жестко ограниченным и может быть увеличено с учетом объема товаропотока и интереса бизнеса к строительству терминалов).

При этом, местами расположения ТЛТ являются пределы пересечений зон таможенного и пограничного контроля, создаваемых вдоль государственной границы Российской Федерации – то есть до 30 км от таможенной границы. Идеальным вариантом расположения таможенно-логистического терминала является его непосредственное примыкание к территории пункта пропуска.

Вопросы создания в непосредственной близости от автомобильных пунктов пропуска, либо в приграничных зонах ТЛТ и иных объектов для обеспечения эффективной работы таможенных органов проработаны региональными таможенными управлениями совместно с местными администрациями.

Строительство и оборудование (в соответствии с требованиями министерств и ведомств) ТЛТ, как и СВХ, будет осуществляться при поддержке региональных властей заинтересованным бизнес-сообществом, которое уже проявляет интерес и реализует проекты по возведению терминалов.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенные органы не являются инициатором создания СВХ и при соблюдении установленных законодательством требований к созданию и обустройству СВХ, таможенные органы не вправе отказать о включении их в Реестр, поэтому ФТС России не строит конкретных планов по созданию СВХ. В компетенцию ФТС России входит принятие решения о создании или отсутствии необходимости создания на территории СВХ таможенного органа. При принятии такого решения ФТС России исходит из того, насколько крупным и современным является СВХ и какова будет загруженность создаваемого таможенного органа (предпочтение, конечно, будет отдано СВХ класса А, имеющим ячеистую структуру).

Таможенный союз.

Необходимо пояснить, что в основу таможенного законодательства таможенного союза будет заложен принцип национального резидента. То есть таможенное оформление грузов будет проходить в таможенном органе той страны, резидентом которой является лицо, осуществляющее экспортно-импортные операции. Следовательно, российские участники ВЭД будут проходить таможенное оформление на территории Российской Федерации. Т.е. вблизи российско-белорусской и российско-казахстанской границе на российской территории должны быть обустроены ТЛТ для таможенного оформления и контроля российских товаропотоков.

Для достижения положительного эффекта от реализации Концепции необходимо тесное взаимодействие государства и бизнеса, объединение сил, средств, интеллектуального потенциала для создания эффективных механизмов минимизации потерь и оптимизации затрат.

Пресс-служба ФТС РФ 05.06.09